ЦБ отстоял статус-кво


Стратегия развития банковского сектора, которую сегодня обсудит правительство, обошла все острые углы и выродилась в документ, фиксирующий статус-кво. Единственное, о чем поспорят на заседании кабинета Минэкономразвития и Минфин с одной стороны и Центробанк - с другой, - установление минимальных требований к капиталу банков. Как стало известно "Ведомостям", два министерства хотят установить порог для новых банков на уровне 10 млн евро уже с 1 января 2002 г.

Напомним: два месяца назад председатель наблюдательного совета МДМ-банка Александр Мамут от лица РСПП предложил выдавать генлицензии только банкам с капиталом больше $30 млн. Чтобы сохранить лицензию, банкам предлагалось за два года довести капитал до $100 млн. Поняв, что в таком виде его предложение не пройдет, Мамут снизил планку до $10 - 20 млн и $50 млн соответственно. Два могущественных ведомства согласились с его предложениями в самом мягком варианте.

Минфин и Минэкономразвития хотят, чтобы с начала следующего года вновь создаваемые банки могли претендовать на лицензию, только если их уставный капитал превышает 10 млн евро. А к 1 января 2005 г. и существующие банки должны подтянуть размер собственного капитала к этому уровню. Банкам, которые не смогут выполнить эти требования, предстоит перейти в разряд второсортных - небанковских кредитных организаций (НКО) с весьма ограниченным кругом операций.

Глава ЦБ Виктор Геращенко, несмотря на известную ему позицию двух ключевых министров правительства - Алексея Кудрина (Минфин) и Германа Грефа (Минэкономразвития), - до сих пор выступает ярым противником установления минимального размера капитала. Настолько, что из готовившегося в недрах ЦБ проекта Стратегии за последнюю неделю было исключено даже упоминание о том, что Банк России рассмотрит целесообразность введения такой планки. И вряд ли полноценной заменой этому слабому отголоску бурных дискуссий двух последних месяцев можно считать появившееся в проекте Стратегии обязательство ЦБ рассмотреть "целесообразность сохранения лицензий на осуществление банковских операций" банкам, выполняющим ограниченные функции финансового посредничества, "имея в виду их преобразование в НКО".

Если шансы на установление порога капитала все же сохраняются, то по всем остальным пунктам радикалы из РСПП проиграли. Им не удалось добиться перевода банковской системы из двухуровневой в трехуровневую и ограничения функций банков с госучастием. Не говоря уже о выделении из ЦБ надзора. Да и план мероприятий к Стратегии развития банковского сектора, в котором многие надеялись увидеть хоть какие-нибудь конкретные шаги, как выяснилось, не содержит особых неожиданностей (см. таблицу).

"Предложения Мамута были попыткой выхода из тупика, в который завели банковскую реформу сначала амбиции ЦБ, а затем жесткий ответ Главного правового управления [администрации президента], - сказал "Ведомостям" источник в администрации президента. - ЦБ замахивался на все новые полномочия, а предложения ГПУ превратили бы ЦБ в подсобку правительства". По словам кремлевского чиновника, банковская реформа сейчас явно не ко времени, есть "на порядок более важные вещи - реформа ЖКХ, дебюрократизация экономики, военная и пенсионная реформы". (О том, можно ли на самом деле откладывать реформу, - см. стр. Б1).

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В СТРАТЕГИИ С 17. 09.

Наибольшие изменения претерпели разделы об участии государства в капитале кредитных организаций и гарантировании вкладов. В списке банков, контролируемых правительством (упоминание ЦБ в этой связи исключено), для которых возможно ограничение сферы деятельности, появился Росэксимбанк вдобавок к прежним РСХБ и РБР. Вместо категорического утверждения, что "кардинальные преобразования в... собственности или структуре Сбербанка не входят в число задач реформирования", появилось обещание "усилить контроль за коммерческой политикой Сбербанка, включая... направление и границы кредитования, процентные ставки и тарифы" и включить банк в систему гарантирования вкладов. За АРКО планируется закрепить лишь функции корпоративного ликвидатора банков с отозванной лицензией - упоминание о возможности трансформации агентства в "институциональную структуру гарантирования вкладов" исчезло. При этом в документе определено, что до введения международных стандартов отчетности (оно намечено на 1 января 2004 г.) система гарантирования вкладов формируется на добровольной основе, а после становится обязательной и не участвующие в ней банки не имеют права привлекать вклады населения.