Как политическая ситуация повлияет на российские контракты за рубежом?


У российских компаний немало контрактов в исламских странах. После терактов в США их реализация оказалась связана с возросшими политическими рисками. Прежде всего это касается поставок вооружений и двойных технологий. Например, заключенный недавно контракт на поставку 15 "МиГов" в Йемен. После 11 сентября эта страна рассматривалась американскими СМИ как одна из потенциальных мишеней для операции возмездия.

Как это ни кощунственно звучит, любое государство использует множество разных причин, даже теракт, чтобы еще больше изменить в свою пользу расстановку сил в мире. Очевидно, что США будут настаивать на ужесточении режима действующих торговых санкций и введении новых. В условиях экономического спада внутри страны Америка постарается оградить свои рынки иностранных компаний, используя для этого любые предлоги и самые разные средства. Минторговли США в этом весьма поднаторело - достаточно вспомнить "стальную войну" против российских заводов. Президент Путин вполне разумно и четко обозначил границы поддержки действий США со стороны России. Отказ от экономически выгодных нашей стране контрактов со странами, в отношении которых ООН не ввела никаких торговых ограничений, в эти границы не входит. Если же говорить конкретно о "МиГе", вряд ли контракту что-то грозит. Если составить список упоминавшихся после теракта стран с точки зрения возможности вмешательства США или введения США режима эмбарго, первые места займут Афганистан с Ливией, а вот Йемен будет где-то в конце.

Дмитрий Орлов

Изменившаяся политическая обстановка может повлиять на контракты прежде всего через безопасность наших специалистов за рубежом. При первых же признаках опасности они будут эвакуированы. Что же касается давления со стороны США, оно будет оказываться не на отдельные, тем более государственные компании, а в целом на правительство и международные организации. Учитывая, что США играют доминирующую роль в ООН и Совете Безопасности, очень вероятно (скажем, 80% против 20%), что будут ужесточены уже действующие санкции. Мы будем следовать решениям международных организаций и правительства, невзирая на возможные потери. Но надо сказать, что последние выступления Путина многое поставили на место и упредили возможное давление со стороны Запада. Полагаю, что Россия как придерживалась курса разумного сдерживания как одной, так и другой стороны, так и в дальнейшем не станет проводить неразумное давление вместо взвешенной политики.

Юрий Кононов

Борьбу с терроризмом не нужно рассматривать как борьбу с отдельными странами, которые подчас сами страдают от терроризма, как Йемен или Алжир. Бьют не по государству, бьют по базам террористов. Контракты у нас заключены либо с государственными, либо с крупными частными компаниями. Последние события кардинально не отразятся на внешнеэкономических связях с этими странами. Так что российским компаниям не следует серьезно опасаться, хотя полностью сбрасывать со счетов политический фактор не следует.

Иван Устинов

США будут стараться чинить меньше препятствий России и другим странам. Особенно если контракты не касаются сферы критических технологий, а также ракетных и ядерных. И еще важно, чтобы государства, с которыми заключен или готовится контракт, не считались связанными с организациями, которые могут стоять за терактами. США сейчас стремятся наладить отношения даже с теми странами, с которыми еще несколько недель назад не хотели разговаривать, - были подобные заявления в отношении Ирана. Эта страна, как и Ирак, и Корея, по-прежнему остается в списке государств, которые США подозревают в стремлении овладеть оружием массового поражения. Однако нелогично, улучшая отношения с Россией, другой рукой чинить препятствия ее компаниям.

Александр Вецко

США вооружили весь мир. На сворачивание поставок оружия они не пойдут. Но наверняка будут предлагать упорядочить этот рынок с выгодными для себя условиями. Тут мы должны, как партнеры, вовремя сбалансировать ситуацию. Пессимистические последствия укладываются в один пункт. Россия, власти проявляют инертность в отстаивании наших экспортеров, не составляют протекцию, компании несут убытки, и торговля сворачивается. Надеюсь, этого не случится. Что же нужно? Первое: заключенные контракты и их исполнение немедленно должны стать предметом обсуждения, если американцы потребуют их денонсации. Второе: в случае наступления каких-либо убытков для экспортеров государство должно позаботиться о компенсации. Потому что это и есть непредвиденные риски. Третье и, пожалуй, последнее: государство не может допустить ухудшения положения экспортеров. Это нарушает принципы свободной торговли и сильно влияет на выпадение доходов из бюджета. А теперь представим, что ООН принимает резолюцию о санкциях. Тогда американцы, ВТО должны принимать меры по недопущению убытков компаний. Речь идет о международных компенсациях. Убежден, что и Кремль, и Белый дом, и Охотный Ряд обязаны об этом думать.

Валерий Драганов

Валерий Драганов