Культура и взрыв


Самого автора на вернисаже под названием "Бикини-47" не было. Говорят, что видного художника и литератора (см. нашумевший роман "Мифогенная любовь каст") смутила внезапная и непреднамеренная актуальность его выставки. Образы испытательного атомного взрыва на атолле Бикини в 1947 г. и в самом деле чересчур яркое напоминание о сентябрьских событиях в США. Атомный взрыв является главным и единственным героем этой выставки. В центре зала высится его по-церетелиевски буйное изваяние, пенящееся множеством золотых пузырьков. Его окружают "грибы" помельче, попроще. Застывшие в фаянсе взрывы, напоминающие то ли вазы, то ли капители, окрашены в нежные, сладковатые цвета декоративной керамики (или даже фешенебельной сантехники) - лимонно-желтый, чернично-голубой, цвета клубники со сливками. Как и всякая качественная декоративно-бытовая керамика, грибы вызывают немедленное желание приласкать их гладкие прохладные поверхности. И прирученные фрейдистские ассоциации незамедлительно возвращают нас к заглавию выставки - "Бикини". Атомный гриб становится непременной составляющей изящных, нарочито салонных пейзажиков акварелью и тушью, стилизованных то под китайскую ландшафтную живопись, то под импрессионистские марины. Как всегда у Пепперштейна, выставка - только эскизная иллюстрация к некоему фиктивному сюжету, рассказу, сопровождающему экспозицию. Здесь среди героев - американский режиссер Брюс Коннар, снявший фильм "Бикини-47" с бесконечно повторяющимися кадрами взрыва, а также японское кино "Годзилла против Розозавра", где атомной Годзилле противостоит добрый монстр в виде гигантского розового куста. Впрочем, взрыв, предстающий на нежных пепперштейновских пейзажах, отнюдь не кажется катастрофой, грубо нарушающей идиллию розоватых рассветов-закатов, разноцветных джонок и золотистых облаков. Скорее, атомный гриб выглядит полноценным элементом этих умиротворенных пейзажей - словно вершина некогда грозного, но потухшего вулкана. Все многочисленные сюжетные линии "Бикини-47" сводятся, в общем-то, к истории о том, как приручить катастрофу. Не примиряться с ней, но быть в состоянии помыслить ее. Неопосредованная реальность блокирует наши ощущения. Остается сентиментальный и циничный выход - представить ее в виде миража, сказки, вымысла. Ведь только над вымыслом можно спокойно облиться слезами. Справка: Павел Пепперштейн, график, художник-концептуалист, писатель, культуролог, один из основателей группы "Инспекция Медицинская Герменевтика", автор множества музейных экспозиций в России и за рубежом.