Моцарт-примиритель


От проектов воссоединения Владимира Спивакова и Юрия Башмета веяло чем-то скандальным. А получилось так, что слегка поскучневшие с возрастом мэтры вспоминали юность и играли с ошарашивающим вдохновением. Только на этот концерт фестиваля "Владимир Спиваков приглашает... " билеты были полностью распроданы заранее - при цене почти столь же высокой, как на предстоящее выступление сенсационной певицы Джесси Норман.

Предыстория этого аншлага задана Моцартом, его Концертной симфонией для скрипки и альта с оркестром, который Спиваков и Башмет не раз играли дуэтом. Но жизнь однажды развела звездных струнников настолько, что их взаимная неприязнь даже афишировалась, хотя причина ее так толком и не стала известна. Точно так же фигурируют самые разные даты их последнего совместного выступления - от четырех до двадцати лет назад. В своих интервью Башмет признавал, что в свое время приглашение сыграть вместе со Спиваковым, тогда более знаменитым, много способствовало и его собственной славе. Но уже потом, по словам главного альтиста, ему хватало и других скрипачей для совместного исполнения Концертной симфонии Моцарта. Он действительно играл ее со Стерном и Муттер на Западе, с Кремером и Третьяковым в Москве. Судя по обилию людей, расположившихся во время концерта прямо на сцене, Москва испытывала что-то вроде ностальгии по этому дуэту. Для самих же музыкантов концерт, казалось, был одним из важнейших. Наконец-то все эмоции, написанные на лице Спивакова, адекватно передавались и в звуке - с такой воздушностью он не играл уже давно. Общий оркестр из "Виртуозов Москвы" Спивакова и "Солистов Москвы" Башмета формировался в дискуссиях, единственная репетиция состоялась прямо перед концертом. Но и это не стало проблемой. Дирижировал Башмет - потому, что основной костяк составляли его струнники. Но и Спиваков несколько раз подал дирижерский жест, чем сразу создал атмосферу непринужденного музицирования в тесной дружеской среде. Сыгранный на бис медленный дуэт Моцарта без сопровождения оставлял по окончании концерта ощущение интимной недосказанности.

Тонкие флюиды камерной музыки находили в зале своего слушателя с трудом. Из-за телефонных звонков, потока опоздавших даже к началу в восемь, шумных перебранок и неположенных между частями аплодисментов Башмет в первом отделении чуть было не ушел со сцены, но потом выступил с напутствием "новому слушателю". Со своими "Солистами" он исполнял переложение кларнетного Квинтета Брамса, сочинения скорбного, почти предсмертного. Альтовое соло изумляло совершенством звучания высокого регистра и в сочетании с более привычным голосом альта в Моцарте не могло не произвести должного впечатления.