Певица Джесси Норман в Москве


- Госпожа Норман, как началось ваше сотрудничество с Владимиром Спиваковым? - Наша встреча состоялась в Париже благодаря моей подруге мадам Бодра. Она соседка господина Спивакова. Я очень благодарна мадам Бодра за то, что она мне помогла. Господин Спиваков - потрясающий музыкант, и мы прекрасно провели время, исполняя музыку вместе. - Вы сотрудничали когда-нибудь с российскими музыкантами? - Я принимала участие в программе квартета "Глинка", который играл музыку Дюка Эллингтона. Хотелось бы, чтобы российская аудитория услышала эту работу. Я была бы рада сотрудничать с российскими музыкантами, но пока не получала предложений от них. - Вы поклонница джаза? - Да, конечно. Петь джаз - значит понимать его. Мне нравится музыка Гершвина, Керна, Портера. Могу перечислить еще множество имен. Нет ни одного джазового композитора, чья музыка мне бы не нравилась. - В вашу программу входят произведения Малера и Вагнера. Как вы относитесь к этим композиторам? - Как раз сегодня утром я думала о Вагнере. По-моему, непросто жить, когда такая музыка звучит у тебя в голове. Можно простить его за то, что он был совсем не таким идеальным человеком, как можно себе вообразить. Но какие у него потрясающие характеры! - Какие оперные героини вам особенно интересны? - Мне гораздо интереснее характеры, которые можно назвать неоднозначными. Героини, которые не поддаются влиянию случайных обстоятельств и могут сами управлять своей жизнью. Я с удовольствием исполняю их арии. Но я пою и Саломею, хотя она - человек, сильнее всего подверженный влиянию обстоятельств. Важно, чтобы у оперы был хороший текст. Для меня это имеет огромное значение. Приятно петь, понимая, что автор знал, о чем он хочет сказать. К сожалению, оперные либретто часто пишут люди, которые не совсем понимают, что делают. Я хотела бы когда-нибудь спеть оперу на стихи Расина. Монологи Федры - вот пример текста, о котором я мечтаю. - Вы слушаете свои записи? - Думаю, в мире не так много музыкантов, актеров и вообще творческих людей, которые с удовольствием слушали бы свои записи. Я этого никогда не делаю. Если есть время, я слушаю инструментальную музыку, чаще всего джаз. - Что вы думали о России в детстве? - Россия казалась мне крайне далекой и очень холодной страной.

- А сейчас? - Трудно сказать, я провела здесь слишком мало времени. По-моему, в Москве очень сердечные и очень музыкальные люди. Несколько дней назад я была в Кремле и видела замечательную коллекцию одежды Екатерины Великой, Петра Первого, Ивана Грозного - замечательно сделанные старинные вещи. Жаль, что не хватает времени и сил, чтобы побольше увидеть. - Как вы считаете, о какой героине еще не написана опера? - О Екатерине Великой. Гуляя по Кремлю, я думала о ней. Мне кажется, Екатерина Великая могла бы вдохновить композитора на создание оперы. По-моему, опера должна начинаться с того периода, когда Екатерина еще жила в Германии. - Что вы собираетесь исполнять в ближайшее время? - Я буду петь в оперном моноспектакле по циклу песен Шуберта "Зимний путь" (Winterreize) в Париже в театре Шатле. Буду петь одна весь спектакль. "Зимний путь" поставит Роберт Уилсон, а дирижировать будет Дэвид Робертсон.