Гуманитарная война


Война и гуманитарная помощь - довольно разные вещи, однако со времен окончания "холодной войны" они становятся все более тесно связанными. В 1999 г., приводя в оправдание бомбардировок Югославии тезис о защите косовских албанцев, НАТО даже изобрело формулировку "гуманитарная война". Это выражение чрезвычайно обеспокоило организации, занимающиеся предоставлением гуманитарной помощи; в сходной ситуации они оказались и сейчас.

Говоря, что США и Великобритания ведут войну против "Талибана" и укрываемых им террористов, а не против народа Афганистана, Джордж Буш пообещал, что "угнетенный народ Афганистана узнает щедрость Америки и ее союзников". Тони Блэр заявил, что помощь миллионам афганских беженцев в самом Афганистане и за его пределами "так же необходима, как и военное сотрудничество".

Он прав. Однако в столь тесной увязке этих двух понятий заключается опасность, осложняющая задачу гуманитарных миссий. Они обычно не склонны считать, что применение силы - лучший путь к достижению гуманитарных целей, и не желают, чтобы их связывали с этой силой.

В воскресенье на представительства Детского фонда ООН (UNICEF) и Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR) в пакистанском городе Кветта были совершены нападения. По мнению некоторых сотрудников, произошло это потому, что представительства ассоциируются в Пакистане с военной акцией против Афганистана.

В Пакистане уже насчитывается 2 млн афганских беженцев, в Иране - 1,5 млн. В ООН опасаются, что в ближайшие несколько недель приток новых беженцев в Пакистан может составить 1 млн человек, в Иран - 400 000, в Туркменистан и Таджикистан - по 50 000. Одной из задач антитеррористической коалиции должно стать скорейшее открытие границ соседними с Афганистаном странами. Пакистан готов разместить беженцев в 100 новых лагерях, однако они расположены далеко, там нет воды.

Мы пока не знаем, в каких объемах ООН планирует сбрасывать с самолетов продовольствие и лекарства на территории Афганистана. Однако такие акции зачастую носят в значительной степени символический характер. В начале 1990-х гг. UNHCR координировало предоставление Евросоюзом гуманитарной помощи жителям Югославии. Тысячи людей были спасены, однако нередко эта помощь доставалась воюющим сторонам, что затягивало военные действия.

Одна из основных проблем сегодня заключается в следующем: хотя антиталибская коалиция объявляет военную и гуманитарную задачи акции одинаково значимыми, сложно понять, как это будет выглядеть на практике, если силы талибов не будут быстро уничтожены. Только такой исход операции обеспечит гуманитарным организациям необходимую связь с афганским населением.

Некоторые представители гуманитарных организаций опасаются, что риторическое увязывание военных и гуманитарных целей операции может нанести ущерб репутации ООН и других организаций и их попыткам спасти афганцев. Очевидно, Буш и Блэр хотели не этого. (FT, 9. 10. 2001).

Автор - член правления Международной группы по проблемам кризисов, автор книги "Избави нас от лукавого: милитаристы и миротворцы в мире бесконечных конфликтов"