"Административного ресурса у АТС не будет"


"Административного ресурса у АТС не будет".

Гендиректор Центра договоров и расчетов Владимир Хлебников о реформировании системы оптового рынка электроэнергии.

Через несколько месяцев одна из самых информационно закрытых и значимых структур РАО "ЕЭС России" - Центр договоров и расчетов (ЦДР) федерального оптового рынка энергии (ФОРЭМ) - утратит свое былое могущество. Оператор рынка, ежегодный оборот которого превышает $3 млрд, войдет в новую структуру - Администратор торговой системы (АТС). Именно вокруг его создания в последнее время кипят страсти. О том, как работает ЦДР и каким должен быть новый оптовый рынок энергии, "Ведомостям" рассказал гендиректор центра Владимир Хлебников.

- Что представляет собой ЦДР ФОРЭМ и чем он занимается? - Центр договоров и расчетов является коммерческим оператором торговой системы федерального оптового рынка энергии, на котором продается около 40% всей электроэнергии, производимой в России. Он учрежден РАО "ЕЭС России" и концерном "Росэнергоатом" с распределением долей 80% на 20%. К кругу основных задач ЦДР относится формирование планового и фактического баланса электроэнергии, организация договорных отношений, реализация договоров и финансовых расчетов между субъектами ФОРЭМ за поставленную и полученную энергию.

- Как оплачиваются услуги ЦДР? - Наши услуги оплачиваются по нормативу, утвержденному постановлением ФЭК. Любая энергосистема в зависимости от количества купленных на оптовом рынке кВт ч энергии умножает эти часы на норматив и получает рубли, которые должна нам заплатить. Этот норматив включен в тариф на ФОРЭМ. Норматив составляет 0,12 коп. за 1 кВт ч, а тариф сегодня на рынке - 34 коп. за 1 кВт ч.

- Платят только покупатели энергии? - Да. Конечно, можно было эту ставку в два раза уменьшить и распределить еще и по поставщикам, но тогда ее было бы труднее собирать. Дело в том, что кто ближе к деньгам, у того и больше возможностей платить.

- Это единственный источник доходов ЦДР? - Мы еще оказываем агентские услуги по договоренности с субъектами рынка. Для тех поставщиков, кто заключил с нами договоры, мы оказываем услуги по сбору денежных средств и по расчетам с их кредиторами: это тепловые станции, гидростанции, принадлежащие РАО ЕЭС. Там комиссия тоже исчезающе мала, она нужна для того, чтобы эти договоры никто не признал ничтожными.

- Кто сегодня является основными поставщиками энергии на ФОРЭМ? - Основные поставщики - это РАО ЕЭС, "Росэнергоатом" и независимые энергокомпании. Но на сегодняшний день поставки "Иркутскэнерго" и "Башкирэнерго" малы, а по "Татэнерго" вообще нулевой баланс. Потенциально они могут это делать, но по какой-то причине не делают. Наверняка это связано с неурегулированностью вопросов по абонентской плате, которую собирает РАО ЕЭС. - На каких принципах на оптовом рынке проводится закрепление поставщиков к плательщикам за энергию? - Основной принцип - территориальный, по нему прикрепляется 80 - 85% объемов покупаемой и продаваемой электроэнергии. Это сложилось исторически, где-то с 1996 г., когда был кризис неплатежей на рынке и для их устранения стали проходить взаимозачеты. Они легче проходили именно по территориальному принципу. Тогда же сложились базовые трехсторонние договоры, вышел ряд нормативных документов РАО ЕЭС, которые закрепляли базовых поставщиков за покупателями. Остальные 15% разбрасывались по всей стране, что в основном было связано с технологией. Например, белгородский "Белэнергомаш": его паропроводы нужны всем энергокомпаниям, поэтому к нему прикрепляли практически все электростанции по очереди, чтобы провести зачеты. То же "Иркутскэнерго": к нему прикреплены энергосистемы Алтая, Бурятии и Омска. Но с выходом на практически более чем 95% -ные платежи деньгами территориальная система прикрепления потеряла актуальность. Хотя у нас есть ряд регионов, которые традиционно не платят: республики Северного Кавказа, Архангельск, Курган, Алтай. В основном долги покупателей за энергию с оптового рынка сложились в период пика неплатежей. Например, задолженность перед иркутскими энергетиками составляет 562 млн руб., но задание оперативной комиссии по платежам им все лето выполняется практически на уровне 100%. - В некоторых энергокомпаниях утверждают, что им специально не дают платежеспособных покупателей. Почему нельзя разделить неплатежи между всеми? - Мы никогда не отвечаем на выпады, которые появляются в прессе в наш адрес, потому что слишком много сейчас всего происходит, много интереса, который оправдан. Я не претендую на истину в последней инстанции - ЦДР не ангел во плоти. Нам приходится принимать непростые решения, которые не могут устраивать абсолютно всех субъектов рынка.

- Можете привести пример? - Например, РАО ЕЭС принимает решение ограничить в покупке энергии с ФОРЭМ энергосистему, которая не платит на оптовом рынке. Мы эту энергосистему ограничиваем, а она начинает перебирать энергию с рынка, не выполняет ограничения. Ведь у нас нет задвижки, как у газовиков или у сантехников - они могут просто перекрыть подачу газа. Объединенная энергосистема, за редким исключением, не позволяет этого сделать. Вот Калмыкию можно просто отключить, а Курган, например, отключить нельзя - через него идет транзит энергии. Мы ему задаем ограничения - он их не выполняет; мы применяем к нему экономические санкции - ему не нравится. Начинаются вопросы у губернатора, у РАО ЕЭС, ФЭК и прочее. Ставропольская ГРЭС нам говорит - не прикрепляйте к нам республики Северного Кавказа, они не платят. А к кому я их прикреплю? Они говорят, что это нас не касается, ты оператор, ты и сделай. Но чудес же не бывает. Приходится принимать непопулярное решение. Кольская атомная станция, Псковская ГРЭС часто обращаются к нам, что не надо им Архангельска в плательщики, он не платит. Что делать, заморозить город Архангельск? Там до недавнего времени тарифы были очень низкие, не позволяли концы с концами сводить.

- "Иркутскэнерго" и "Башкирэнерго" заявляли, что ЦДР по указанию РАО не пускает их на торги сверхплановой энергией. Это правда? - Торги были назначены на первые числа сентября - на них иркутяне не продали свою энергию. Дело в том, что цена энергии Саяно-Шушенской ГЭС была дешевле на 2 копейки. По правилам торгов сначала продается самая дешевая, а в конце - самая дорогая энергия. Купили на торгах электроэнергию Саяно-Шушенской ГЭС, а электроэнергию "Иркутскэнерго" не купили. Потом были проведены повторные торги, они состоялись. Но есть еще и технологические проблемы. "Сибирьэнерго" работает в автономном режиме, перетока энергии через Казахстан на Урал нет. Мы не можем дешевую сибирскую энергию вытолкнуть на энергоемкий Урал - слишком слабые сетевые связи. Поэтому их энергия бывает невостребованной. С другой стороны, я понимаю и РАО ЕЭС как организатора ФОРЭМ. ФЭК установил норматив абонплаты, а "Башкирэнерго" не платит. РАО ЕЭС вправе нам давать указания или отзывать функцию организатора торгов башкирской энергией. Это вопрос "Башкирэнерго" и РАО ЕЭС как двух хозяйствующих субъектов, которые в состоянии договориться и решить проблему оплаты. Если что-то не нравится, то можно обжаловать только решение ФЭК. Но и ЦДР - это один из инструментов регулирования рынка. Если у РАО ЕЭС этот инструмент из рук уберут, тогда ответственность за неплатежи, за регулирование, за организацию работы оптового рынка должна перейти к другому.

- Создание нового Администратора торговой системы (АТС) решит эти проблемы? - Формируя АТС, участники рынка должны отдавать себе отчет в том, какие риски к нему переходят. Теперь камни будут кидать не в РАО ЕЭС, а в АТС как в саморегулируемую организацию. - Вы согласны с планами передачи ЦДР в структуру АТС? - Да. Такое решение уже принято. Юристы поработают над этим механизмом и определят, каким образом будет осуществлена передача. Возможно, РАО ЕЭС сначала передаст свою 80% -ную долю в ЦДР зависимым "дочкам", а потом они передадут это в АТС в качестве вступительного взноса. "Росэнергоатом" может точно так же свою долю раздробить на доли атомных станций и передать ее. Но сколько стоит сейчас ЦДР - вопрос непростой. Оценить стоимость акций ЗАО "ЦДР ФОРЭМ", на мой взгляд, должны аудиторы, которым доверяет большинство участников рынка электроэнергии.

- Количество промышленных предприятий, покупающих энергию прямо с оптового рынка, будет расти? - На сегодняшний день их 15, и первые из них - это те, которые вышли на ФОРЭМ еще на первой волне перестройки рынка. Среди них "Атоммаш", Волгоградский алюминиевый завод и еще ряд предприятий. Есть несколько требований, которым должны соответствовать потребители, чтобы выйти на оптовый рынок. Во-первых, предприятие должно иметь определенную мощность потребления. Это около 20 МВт и 100 млн кВт ч потребления энергии в год. Тогда есть смысл. Во-вторых, оно не должно иметь долгов за электроэнергию. Кроме того, нужна система коммерческого учета энергии. Если этого нет, о выходе на ФОРЭМ не может быть и речи. Потребитель также должен иметь согласие местных властей на выход на ФОРЭМ. Это сложно, ведь в регионах существует проблема перекрестного субсидирования, когда промышленность фактически дотирует население. Плюс еще технические вопросы: надо заключить договоры с ЦДР, с АО-энерго на транзит электроэнергии через его сети.

- Сколько предприятия могут сэкономить, покупая энергию на оптовом рынке? - С учетом перекрестного субсидирования, которое региональные энергетические комиссии закладывают в тариф на транзит электроэнергии по сетям АО-энерго, на сегодняшний день это не так привлекательно, как было три года назад. Экономия составляет порядка 10%, максимум - 20%. Крупные потребители это делают на перспективу, чтобы освоить технологию работы. С учетом реформирования РАО ЕЭС они будут уже впереди остальных. Опыт работы на ФОРЭМ дорогого стоит. - Каковы перспективы АТС? - Жизнь покажет, прогнозы - дело неблагодарное. Наверное, переходный этап от административного регулирования, в котором РАО ЕЭС достигло определенных успехов, к договорному будет самым болезненным. У РАО ЕЭС есть несколько моделей конкурентного рынка. Главное, чтобы другие участники рынка приняли одну из моделей. Иначе становление АТС может затянуться. Административного ресурса у АТС не будет, там нужно отстраивать другую систему договорных отношений, чтобы работали штрафные санкции, механизмы ограничений неплательщиков, механизмы финансовых гарантий и прочее. Это серьезная работа, предстоит сделать очень много.

- На оптовом рынке будет еще и сектор электронной торговли. Как и кем он будет регулироваться? - Это как раз то, чем мы занимаемся с ММВБ. РАО ЕЭС еще не определилось с позицией по сектору электронной торговли. Есть опасения у разработчиков моделей конкурентного рынка, что сектор электронной торговли может быть идентифицирован многими как модель конкурентного рынка. На самом деле это не так. На электронные торги пойдет до 10% энергии, продаваемой в регулируемом секторе. Там достаточный объем, он прогнозируемый, цены могут сложиться буквально за 3 - 4 месяца. Тогда можно уже будет предполагать, какие ценовые сигналы пойдут на весь рынок. Также в большой степени сектор электронных торгов - это сектор торговли производными инструментами: псевдофьючерсами, форвардными контрактами. Мы предполагаем, что они будут востребованы в любой модели рынка. Эту систему мы планируем запустить через квартал. - Она заменит собой сегодняшний сектор торгов сверхплановой энергией? - Я бы этого не сказал. Сейчас идет как раз дискуссия с РАО ЕЭС. Оно говорит: давайте это будет только сверхплановая энергия. Мы предполагаем, что это будет не только сверхплановая, но еще и 10% планового объема, чтобы поступали верные ценовые сигналы. Если ФЭК скажет, что участие в этом секторе добровольное, то ценовые сигналы будут искажены, потому что туда в первую очередь пойдет дешевая электроэнергия и там цена будет намного меньше, чем на регулируемом рынке. Нужно сделать участие в этом секторе обязательным для поставщиков и покупателей. У каждого будет право продать 10%, и у каждого будет право купить 10% от плановой электроэнергии, не больше. Мы при этих 10% сможем как-то понять и психологию участников, и какие-то негативные вещи, которые можно будет предусмотреть и при запуске в полном объеме конкурентного рынка.

- Вы хотите работать в АТС? Глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс согласен на то, чтобы АТС возглавил человек, никак не связанный с РАО, чего о вас сказать нельзя.

- Я бы не хотел обсуждать эту тему сейчас. ЦДР войдет в АТС как дочернее предприятие. Меня сейчас больше волнует не столько антураж, который вокруг всего этого создан, сколько проблема не потерять то, что наработано. Многие уже не помнят, что в октябре 1998 г. платежи денежными средствами на ФОРЭМ не превышали 14 - 17% от всей товарной продукции, сейчас платежи денежными средствами достигли 92 - 95%. При таком уровне оплаты идет борьба за право поставлять электроэнергию на ФОРЭМ. На регулируемом рынке разворачивается борьба за потребителя, а это уже хороший сигнал.