Месяц спустя


Месяц спустя после трагических событий 11 сентября стало ясно, что террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне оказали на американскую экономику такое масштабное воздействие, какого их организаторы и исполнители, возможно, и сами не ожидали.

Теракты обошлись Соединенным Штатам не менее чем в $100 млрд - и это не считая уничтоженной собственности на десятки миллиардов долларов (и, конечно, невозможно оценить в деньгах более 5000 потерянных жизней). До терактов многие экономисты прогнозировали, что ВВП вырастет во втором полугодии 2001 г. на 1%. Теперь они полагают, что ВВП, размер которого составляет около $10 трлн, сократится за этот же период не менее чем на 1%. И пока непонятно, какие потери понесет экономика от последствий терактов в следующем году.

Непроизведенные автомобили, ненужные самолеты, пустые номера в гостиницах, невыпитые алкогольные и безалкогольные напитки, непоказанная реклама, не вышедшие в прокат фильмы, миллиардные выплаты страховых компаний, десятки тысяч человек, потерявших работу, - все это дело рук захвативших самолеты террористов, вооруженных керамическими ножами для резки картона. Каждый день после 11 сентября в стране пустует в среднем 1,9 млн гостиничных номеров, тогда как год назад эта цифра составляла 1,3 млн. Авиаперевозчики объявили об увольнении в общей сложности 80 000 человек, многие отменили заказы на покупку новых самолетов. Объем продаж в розничной торговле сократился на $6 млрд по сравнению с показателями начала сентября. В результате выделения миллиардов долларов на ликвидацию последствий терактов в закончившемся 30 сентября финансовом году почти исчез бюджетный профицит, который из-за замедления экономики и так уже сократился в несколько раз по сравнению с первоначальными прогнозами. По оценкам экономистов банка Goldman Sachs, в 2002 финансовом году из-за значительного увеличения госрасходов и рецессии может сложиться бюджетный дефицит в размере $25 млрд.

Неудачный момент Почему же экономические последствия терактов оказались столь масштабными и тяжелыми? Сразу после 11 сентября некоторые экономисты полагали, что они будут менее существенными и не столь продолжительными - примерно как после разрушительного урагана. Однако примеры ущерба, нанесенного терактами различным секторам экономики, множатся, и объясняется это в значительной степени тем, что террористы (возможно, непреднамеренно) подловили экономику в достаточно уязвимый момент.

Экономический рост резко замедлился в конце 2000 г., и до терактов экономика так и не подала признаков возрождения, несмотря на семикратное снижение процентных ставок ФРС и возврат гражданам $40 млрд в рамках программы по снижению налогов. "Мягкой посадки", о необходимости которой говорили в период стремительного экономического роста, не состоялось. В IV квартале 2000 г. рост ВВП составил 1% (после 5% -ного роста в III квартале), в I квартале этого года - 1,3%, во II квартале - 0,3%. Ситуация усугублялась полуторагодичным падением на фондовом рынке. Основной темой экономических дискуссий конца лета был вопрос о том, начнется ли во II полугодии рецессия или экономике удастся пройти по краю обрыва. Не удалось.

Тотальный удар Последствия терактов отразились чуть ли не на всех секторах экономики. Большинство авиакомпаний сократили провозные мощности на 20%, AMR (материнская компания American Airlines) заявила, что убытки в одном только сентябре составили $1 млрд. Совокупные убытки индустрии могут достичь в этом году $5 млрд. Рост безработицы и нестабильность в экономике делают товары длительного пользования, такие как автомобили, менее привлекательными для потребителей. Ford Motor первой объявила о намерении сократить производство в III квартале на 12%, однако General Motors запустила кампанию "Не тормози, Америка", предлагая беспроцентные кредиты на покупку автомобилей. Ford и DaimlerChrysler последовали ее примеру, и эти меры сгладили негативный эффект. Продажи упали не так сильно, как ожидалось. Однако беспроцентные кредиты дорого обошлись компаниям. По оценкам аналитиков, дополнительные маркетинговые расходы Ford могут составить в IV квартале $300 млн.

После терактов телекомпании CBS, NBC, ABC и Fox показывали только новости без рекламы, что обходилось им в $35 - 40 млн в день. Совокупные потери телеиндустрии за неделю после терактов оцениваются в $700 млн. Заполняемость отелей в Лас-Вегасе, всегда превышающая 90%, упала после терактов до 50%. Гостиничный бизнес оказался одним из наиболее пострадавших; чтобы привлечь посетителей, отели снизили цены, и заполняемость стала расти, однако более низкие цены означают и более низкую прибыль.

Даже в тяжелые времена люди едят, пьют и моются, однако и сектор потребительских товаров кризис не обошел стороной. После терактов сократились продажи алкогольных и безалкогольных напитков, потому что американцы, опасаясь появляться в местах массового скопления людей, стали меньше ходить в рестораны, кино, на стадионы, где напитки продаются в большом количестве. По оценке UBS Warburg, объем продаж крупнейшей пивоваренной компании мира Anheuser-Busch сократился в сентябре на 5%. Сложившаяся ситуация может оказаться подспорьем для телекоммуникационных компаний. Трафик операторов как мобильной, так и традиционной телефонной связи подскочил после терактов, и даже сейчас трафик Verizon Wireless в Манхэттене на 40% выше, чем до терактов, а трафик AT&T Wireless выше на 6%. Отменяя поездки, люди стали больше звонить, а компании - организовывать видеоконференции. Однако, по словам руководителей телекоммуникационных компаний, пока не ясно, как это скажется на финансовых показателях. Некоторые компании не взимали плату за звонки в первые дни после терактов.

Тяжелая ситуация складывается и в финансовом секторе. Размеры страхового возмещения могут составить, по разным оценкам, от $40 млрд до $70 млрд. Страховщикам, однако, удастся частично возместить потери за счет существенного повышения страховых премий по новым контрактам. Значительные убытки понесут компании, занимающиеся операциями с ценными бумагами. И без того невысокая в этом году активность в таких прибыльных секторах, как слияния и поглощения и первичное размещение акций (IPO), еще больше сократилась. По оценке Джима Коулза, главы отдела мировых фондовых рынков Salomon Smith Barney, число IPO после 11 сентября сократилось на 88% по сравнению со среднемесячным показателем в этом году. (Использована информация WSJ).

ТЕРАКТЫ В ЦИФРАХ.

Число ежедневно пустующих номеров: 1,9 млн.

Сокращение пассажиро-милей (миля полета для пассажира, оплатившего билет) в сентябре 2001 г. по сравнению с сентябрем 2000 г. для 10 крупнейших авиакомпаний США: 16,5 млрд.

Потери телекомпаний за неделю после 11 сентября: $700 млн.

Число не вышедших рекламных роликов в шести телесетях: 10 000.

Площадь офисных помещений в Нью-Йорке, уничтоженных взрывами или временно недоступных: 2,8 млн кв. м.

Число самолетов Boeing, от покупки которых могут отказаться авиаперевозчики: 32.

Увеличение числа безработных с 8 по 29 сентября: 92 000.

Увеличение объема продаж сотовых телефонов в магазинах RadioShack: более 20%.

Дополнительные минуты разговоров абонентов AT&T Wireless 11 сентября: 30 млн (включая 20 млн в Нью-Йорке).

Уменьшение числа произведенных GM автомобилей в IV квартале: 30 000 - 50 000.

Число автомобилей, возвращенных службой проката Avis автопроизводителям с 11 сентября: 42 000 - 44 000.

Источники: Smith Travel Research, Salomon Smith Barney, Министерство труда США, компании