МВФ заплатят досрочно


Россия, не связанная более программными обязательствами перед МВФ, сама начала делать красивые жесты в его адрес. Впервые за всю историю отношений с фондом Россия готова досрочно выплачивать ему долги, заявил вчера президент Владимир Путин. Речь идет о $2,7 млрд, которые Центробанк заплатит раньше 2003 г.

Эти деньги - часть кредита в $4,8 млрд, которые фонд выдал России накануне дефолта в августе 1998 г. на поддержание платежного баланса. "Из $4,8 млрд мы готовы начать активную проплату в этом и в следующем году, а также и тех долгов, которые подлежат выплате в 2003 г. Общий размер этих выплат составит $2,7 млрд", - заявил Путин. Вчера он принимал в Кремле нового директора-распорядителя МВФ Хорста Келера, впервые прибывшего в Москву. Из "предкризисных" $4,8 млрд около $1 млрд получил Минфин. Этот долг не будет погашен досрочно. По словам экономического советника Путина Андрея Илларионова, ЦБ уже выплатил более $1 млрд из висевших на нем $3,8 млрд. Путин говорил об остатке этого долга, который должен быть полностью погашен до 2003 г.

Илларионов считает, что досрочно гасить долг имеет смысл хотя бы ради того, чтобы сократить процентные выплаты (они составляют около 7% годовых, и, если долг погасить сейчас, Россия сэкономит $70 - 80 млн). Кстати, если бы Россия не погасила долг в срок, процентная ставка - и без того высокая по меркам МВФ - была бы увеличена, говорит бывший замминистра финансов Олег Вьюгин.

Россия также рассчитывает, что досрочное погашение долга принесет ей политическую выгоду, изменив характер ее взаимоотношений с МВФ, говорит Илларионов. Станет очевидно, что наша страна больше не выступает в привычной роли просителя. "Это лишний раз доказывает, что у нас в стране совершенно спокойная ситуация и мы можем рационально управлять своими долгами", - развивает эту мысль высокопоставленный правительственный чиновник. Келер понимает, что Россия хочет избавиться от своего прежнего имиджа. Новый глава МВФ вчера говорил, что Россия - надежный член фонда и играет в нем "очень важную и конструктивную роль". Собственно, таких похвал от директора-распорядителя МВФ, как вчера, российские чиновники не слышали еще никогда. "Результаты экономического роста свидетельствуют о том, что Россия по этому показателю находится в авангарде в мире", - заявил Келер, отметив, что отношения между МВФ и Россией определенно входят в новую фазу.

Получить комментарии в Центробанке вчера не удалось, однако высокопоставленный правительственный источник сообщил "Ведомостям", что $2,7 млрд действительно будут выплачены Центробанком МВФ в ближайшие месяцы. Впрочем, отношения России с фондом и без досрочных выплат должны были серьезно измениться с начала следующего года. Даже если бы Москва платила строго по графику, к 1 января она осталась бы должна МВФ $7,6 млрд. Это уже меньше российской квоты в фонде (она составляет около 6 млрд SDR, т. е. около $7,8 млрд). МВФ проявляет пристальное внимание только к тем странам, чьи долги превышают квоту. А с января представители МВФ будут обсуждать экономическое положение России и приезжать в Москву не два раза в год, как до сих пор, а только раз в год, говорит заместитель исполнительного директора МВФ от России Андрей Лушин. Правда, разницу почувствуют только российские чиновники, у которых поубавится работы. Более важным результатом перемены в отношениях между Россией и фондом могло бы стать решение последнего использовать российские рубли для кредитования стран СНГ. Такое предложение российские чиновники вчера сделали Келеру, сообщил журналистам вице-премьер Алексей Кудрин. "Впервые этот вопрос обсуждался до дефолта, но потом все разговоры об этом были отложены, - рассказывает источник в Белом доме. - Мы считаем, что сейчас подходящий момент для того, чтобы их возобновить".

Страны - члены фонда делают свои взносы в его капитал в национальной валюте. "Однако в реальной деятельности фонда используются деньги только тех членов, чья валюта действительно конвертируема, - говорит Лушин. - Понятно, что валюта какой-нибудь страны Какаду никого не волнует". По словам Лушина, включение российского рубля в число активно используемых валют фонда означало бы признание его устойчивости на высшем уровне. "Такое решение резко повысило бы статус рубля", - говорит заместитель директора МВФ. Впрочем, он отмечает, что этот вопрос находится пока "на очень предварительной стадии обсуждения".