Будет ли создано агентство по управлению внешним госдолгом?


В Бюджетном послании президент Путин заявил о необходимости создания в России единой системы управления долгами. Но с тех пор шагов в этом направлении сделано практически не было. Не состоялась и назначенная на вчера коллегия Минфина, на которой планировалось обсудить концепцию управления госдолгом.

У нас и есть одно агентство - Внешэкономбанк. Проблема в том, что он выполняет и роль госагентства, и роль коммерческого банка. Это свойственно еще целому ряду организаций, например Сбербанку, Внешторгбанку, Россельхозбанку. Вопрос в том, чтобы разделить эти функции. Конечно, дело это непростое, сталкивающее различные интересы. Сроки во многом зависят и от того, какие обязательства есть сейчас у ВЭБа. Но что разделение произойдет - не сомневаюсь.

Евгений Ясин

Особого смысла в создании такого агентства я не вижу. Не могу сказать, что оно так уж необходимо. Разобраться с внешним долгом вполне можно силами Минфина. Но нельзя сказать, что создание агентства нанесет какой-то вред.

Сергей Приходько

Утверждение первое: агентство будет создано. Утверждение второе: любая бюрократическая машина принципиально возражает против какого бы то ни было перераспределения полномочий. Пока большому руководству в лице премьера или выше не придет в голову самостоятельно заняться этими вопросами, ничего не произойдет. Утверждение третье: вопрос агентства не имеет такого принципиального значения, как, скажем, ЕТО. В ближайшее время президент заниматься им не будет. Но, учитывая, что в 2003 г. предстоит пик выплат и экономия станет важнее интересов отдельных чиновников, можно ожидать, что во второй половине 2002 г. агентство все же будет создано.

Михаил Хазин

Политика РФ в области внешнего долга еще не устоялась и сильно зависит от политических приоритетов, назначаемых и переназначаемых высшим руководством. Решения о том, когда и в каких объемах гасить долги, принимаются на высшем уровне. В такой ситуации агентство особо и не нужно. Точнее, нужно не настолько, чтобы преодолевать все межведомственные барьеры, кадровые и прочие технические сложности, которых довольно много на пути создания агентства. Ведь такое агентство должно быть готово концентрировать значительные бюджетные средства и квалифицированно оперировать ими, исходя из долгосрочных интересов РФ. Видимо, время для регулярного активного управления внешним долгом еще не подошло. Агентство потребуется, когда мы начнем активно и регулярно выходить на рынок внешних займов. Думаю, это может случиться не раньше, чем РФ пройдет пик платежей 2003 г., а ситуация на развивающихся рынках долговых обязательств станет более спокойной.

Алексей Казаков

Алексей Казаков