Европа продолжает тратить


Оправившись после первого шока, европейские потребители принялись делать покупки почти такими же темпами, как и до терактов. В трудном положении остаются главным образом компании, связанные с туризмом и путешествиями, и поставщики предметов роскоши. Розничная торговля в Европе в целом практически вернулась к нормальному состоянию. В США, наоборот, розничные продажи находятся на самом низком уровне за последние девять лет. В сентябре они снизились на 2,4% по сравнению с сентябрем 2000 г. На плаву держится лишь небольшое число сетей розничной торговли, вроде Wal-Mart Stores, продажи которой выросли на 6,3%. Многие экономисты утверждают, что в стране уже началась рецессия. В сентябре индекс потребительской уверенности в США, по данным корпорации "Конференс борд", упал до рекордно низкой отметки за последние пять лет, составив 97,6 пункта. Ожидания, что потребительские расходы резко упадут и в Европе, пока не оправдались. Некоторое снижение расходов ожидается, но оно связано с прогнозируемым общим замедлением экономического роста. Некоторые правительства подготовились к нему заранее: например, во французском бюджете, представленном в четверг Национальному собранию, заложено увеличение госрасходов на стимулирование экономики. Разумеется, сейчас еще рано делать далеко идущие выводы о последствиях сентябрьских терактов. Ситуация может обостриться, если произойдут новые террористические акции, если военная операция в Афганистане перерастет в полномасштабную войну или если она затронет соседние страны. Тем не менее на сегодня снижение темпов потребления практически не выходит за рамки "дотерактного". "Самая общая тенденция - снижение темпов роста, - считает Серж Вайнберг, генеральный директор французской розничной компании Pinault Printemps Redoute. - Но совершенно нет причин опасаться, что ситуация примет какой-то ужасный оборот".

"Когда потребителей спрашивают об экономике в целом, они дают мрачные прогнозы, - говорит Росс Уокер, экономист Royal Bank of Scotland. - Если же их спросить об их собственном финансовом положении, они обнаруживают небывалый оптимизм". Безработица в странах ЕС составляет 7,6%, по сравнению с 8% год назад. По расчетам аналитиков Consensus Economics, потребительские расходы британцев в 2002 г. вырастут на 2,6%. Это спад по сравнению с 3,5% в этом году, но выглядит оптимистичнее, чем 1,4%, ожидаемые в следующем году в США. Во Франции расходы населения вырастут в 2002 г. на 2,1% по сравнению с 2,5% в этом году. В Германии ситуация несколько хуже: из-за проблем в индустриальном секторе безработица выросла к сентябрю до 9,4%. Расходы немцев в следующем году вырастут лишь на 1,6%.

Европейцы не перестали покупать, однако аналитики замечают сдвиг в структуре потребления. Снизилось число желающих путешествовать, особенно авиапассажиров, и увеличились продажи в магазинах типа "Сделай сам": люди стремятся держаться поближе к дому и занимаются ремонтом. Предметы роскоши перестали пользоваться большим спросом, в отличие от предметов первой необходимости. Одна из причин большей стойкости европейских потребителей по сравнению с американцами - то, что Европа переживает менее существенное замедление экономического роста, чем США (рост ВВП в III квартале не превысил 1% по сравнению с показателем предыдущего года, а в IV квартале, как ожидается, вообще остановится). Рост безработицы в Европе едва ли будет таким же резким, как в США. Падение цен на энергоносители и укрепление евро снизили темпы инфляции в Европе и успокоили нервы потребителей. Взлетевшие в начале этого года цены на нефть явились для европейцев двойным ударом, поскольку они платили за товары, номинированные в долларах, более слабыми валютами, привязанными к евро. Индивидуальные потребители-европейцы менее подвержены воздействию колебаний фондовых рынков, чем американцы.

И наконец, еще один фактор: жители Европы привыкли жить бок о бок с террористами, будь то баскские или ирландские сепаратисты, греческие левые радикалы или косовские албанцы. За долгие годы опасного соседства у европейцев, возможно, выработался потребительский иммунитет. (WSJ, 16. 10. 2001)