Наших бьют!


На первый взгляд ситуация абсурдна. И все-таки попробуем разобраться, какое правонарушение вам вменяют? Открытие филиала компании в городе, арендованном Россией у Казахстана, сопровождалось открытием валютного счета в одном из банков. По мнению сотрудников налоговых органов, вы нарушили порядок зачисления на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта или реализации за иностранную валюту товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Плюс к этому вас, скорее всего, обвинят в нарушении статьи 14 закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", что влечет за собой взыскание в доход государства всех сумм, полученных по сделкам, признанным недействительными.

Наша компания открыла филиал в Байконуре (Республика Казахстан). А через некоторое время сотрудники налоговой инспекции предъявили компании обвинение сразу в нескольких нарушениях, в частности статьи 14 закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", из чего следует, что всю полученную выручку компания должна отдать государству. Правомерны ли действия налоговых органов? Позиция налоговых органов в данном случае проста: нарушил закон - плати. На вопрос, а было ли нарушение, вам однозначно ответят "да" и выставят штраф, исчисляемый по легко запоминающейся формуле: 100% от сумм, полученных по сделкам, совершенным с момента выявления правонарушения.

Последствия предъявленных обвинений могут присниться предпринимателю только в кошмарном сне - изъятие всех заработанных компанией денег. Что делать в такой ситуации? Урегулировать спор мирным путем, направив в налоговую инспекцию возражения по акту проверки, невозможно. Единственный выход - искать правды в суде. Реакцию судей в данном случае прогнозировать трудно. Во многом она будет зависеть от того, насколько эффективно будет выстроена линия защиты.

При защите интересов компании в суде можно порекомендовать использовать следующие аргументы.

Компания осуществляет хозяйственные операции за пределами Российской Федерации, что влечет за собой невозможность применения ответственности согласно пункту 8 указа президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 629, так как названная норма распространяется только на экспорт товаров, работ и услуг.

Можно привести несколько критериев, предусмотренных действующим законодательством для определения факта экспорта товаров (работ или услуг). Первым критерием является осуществление вывоза товаров, работ, услуг с таможенной территории РФ, вторым - фиксирование факта пересечения товарами, работами, услугами таможенной границы Российской Федерации.

Однако очевидно, что при вывозе товаров, работ, услуг с территории Казахстана названные товары, работы, услуги вывозятся с таможенной территории Казахстана и пересекается казахская таможенная граница, а не российская.

Исходя из определения экспорта, содержащегося в федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", невозможно отнести подобное перемещение товаров, работ или услуг к экспорту.

Очень важно доказать, что выручка, полученная компанией, не является сокрытой, поскольку основанием для наложения санкций является именно факт сокрытия выручки. Государственно-правовое управление президента Российской Федерации в 1993 г. разъяснило, какая выручка может квалифицироваться как сокрытая: необходимо обязательное фиксирование органами валютного контроля либо ГНС России наличия целей сокрытия от обязательной продажи части валютной выручки. Поверьте, зафиксировать подобные цели невозможно, поскольку при получении валютной выручки в казахском банке вы осуществляете продажу части такой выручки в тенге.

Кроме того, о каком сокрытии может идти речь, если при открытии счета в казахском банке, что, между прочим, предусмотрено соглашением о статусе города Байконур между Россией и Казахстаном, вы обязательно уведомляете российские налоговые органы об открытии такого счета? Санкции, предусмотренные статьей 14 закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", также не могут быть применены, поскольку ответственность, предусмотренная этой нормой, может применяться лишь за нарушение положений статей 2 - 8 закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Указанные статьи, в свою очередь, не устанавливают порядка зачисления валютной выручки.

Интересно отметить, что правомерность самого факта открытия счета в казахском (а не российском!) банке, как правило, налоговыми органами не оспаривается. Так что дело за малым - доказать правомерность зачисления валютной выручки на счет в том же казахском банке. Тем компаниям, которые еще не сталкивались с такой проблемой, хочется посоветовать открывать счета в уполномоченном российском банке, хотя это не гарантирует отсутствия трений с российскими налоговыми органами.

И последнее. Если речь идет о нарушении ваших прав, не бойтесь обращаться в суд и доказывать свою правоту. Помните, что хорошо продуманная линия защиты - это залог успеха. Автор - юрист департамента налогов и права компании "ФБК"