Port.ru превратился в Mail.ru


Вчера холдинг Port.ru сообщил о своем переименовании и о создании "самого крупного портала в Рунете". И холдинг, и портал теперь называются Mail.ru. Одновременно выяснилось, что продолжающаяся с начала года череда реорганизаций наконец дала свои плоды - бизнес Mail.ru перестал быть убыточным.

Интернет-холдинг, который до вчерашнего дня назывался Port.ru, образован в феврале 2001 г. слиянием компаний Port.ru и netBridge. Холдингу принадлежат служба бесплатной электронной почты Mail.ru, интернет-каталог List.ru, онлайновый аукцион Molotok.ru и некоторые другие. Первоначально в состав Port.ru входил еще и электронный магазин 24x7, который в июне 2001 г. был передан в управление холдингу eHouse.

Разговоры о создании нового портала появились сразу после слияния с netBridge. У объединенной компании оказалось слишком много разрозненных ресурсов. Каждый из них имел отдельный брэнд и собственную технологическую базу. Сперва речь шла о том, что единый портал появится путем интеграции всех ресурсов холдинга на базе интернет-каталога List.ru. Затем появилась идея, что в этой роли может выступить принадлежащий холдингу сайт internet.ru. После долгих размышлений холдинг выбрал марку Mail.ru - самую популярную в российском Интернете службу бесплатной электронной почты. Компания даже решила переименоваться и теперь тоже называется Mail.ru. Фактически марка Port.ru перестает существовать. Все остальные популярные брэнды компании также переименованы. Вместо службы бесплатного хостинга Boom появился раздел портала под названием Хостинг@Mail.ru, вместо List.ru теперь будет Каталог@Mail.ru. Широко рекламировавшийся в прошлом году интернет-аукцион Molotok.ru сохранил свое имя и независимость.

Конкуренты и коллеги Mail.ru считают создание нового портала совершенно логичным. "Проблема знакомая. В Европе с ней последние несколько месяцев борется Lycos, - говорит генеральный продюсер российской версии Lycos Андрей Себрант. - Lycos владеет множеством всяких брэндов, и до какого-то момента считалось, что это очень хорошо. Каждый брэнд ориентирован на свою аудиторию. Однако выяснилось, что себестоимость продвижения десятка брэндов совершенно чудовищна. Становится проще иметь один "зонтичный" брэнд".

"В этом больше смысла, чем иметь много отдельных кусочков", - соглашается Елена Колмановская, главный редактор "Яндекса", указывая, что почтовая служба всегда была главным генератором интернет-трафика среди всех ресурсов холдинга. Соответственно, Mail.ru - это его самый сильный брэнд. Остается посмотреть, удастся ли убедить посетителей, что Mail.ru - это не только почта, а целый набор сервисов. Для этого, указывает Колмановская, все они должны быть тесно интегрированы.

Сообщая о новой реформе в компании, президент Mail.ru Евгений Голанд заявил, что больше не нуждается во внешних инвестициях, так как "доходы близки к расходам". Для российского интернет-рынка это сообщение стало мини-сенсацией, ведь именно компания Port.ru всегда символизировала бизнес-модель, изначально не рассчитанную на самоокупаемость.

В июле 1999 г. Port.ru объявлял о получении инвестиций от анонимных частных лиц в размере почти $1 млн в обмен на 10% акций компании. В апреле следующего года Port.ru получил финансирование от группы инвесторов, в которую вошел фонд "США - Россия", в размере $2,5 млн. Затем эйфория по поводу интернет-проектов прошла, и для Port.ru наступили тяжелые времена. В июне - июле, вскоре после слияния с netBridge, были предприняты решительные меры по сокращению издержек.

"Mail.ru действительно гораздо больше стал похож на настоящий бизнес, чем на надувную игрушку для инвесторов, - считает Арсен Ревазов, председатель совета директоров агентства IMHO, специализирующегося на интернет-рекламе. - Они настолько сократили все расходы, что $20 000 - 30 000, которые они получают от рекламы, позволяют им окупаться".

Желание интернет-проектов превращаться в интегрированные порталы Ревазов объясняет просто: "Когда рекламодатель ставит целью максимальный охват, порталы становятся главным средством рекламы. Когда же говорят "нам нужна узко сегментированная аудитория", клиенты предпочитают специализированные сайты или все равно разделы внутри порталов, которые посвящены этому узкому сегменту".