Как оплатить войну


Меня несколько шокирует, как мало мировая экономика заботится о том, чтобы приспособиться к новому положению вещей, возникшему после разрушения Всемирного торгового центра. Слишком много дискуссий ведется о том, как вернуть экономику к состоянию до 11 сентября, и слишком мало - о том, как жить в состоянии войны. История никогда не повторяется буквально. Несколько прошедших недель не являются точным повторением "странной войны" (между сентябрем 1939 г. и июнем 1940 г.). "Странной войне" предшествовали несколько лет бюджетного дефицита - средства направлялись на перевооружение армии, к чему Болдуин и Чемберлен вынудили сопротивлявшееся Министерство финансов. К 1939 - 1940 гг. уровень безработицы падал, государственные займы увеличивались, а цены потихоньку росли. Современную экономическую ситуацию лучше сравнить с 1938 г., отмеченным кратковременной рецессией, преимущественно импортированной из США.

Никто не отменял старой истины, что длительная дорогостоящая война ведет не к снижению спроса, а к затяжной инфляции. Проблема экономики военного времени не в том, как стимулировать внутренние расходы, а в том, как их ограничить, чтобы высвободить ресурсы для военных нужд. История практически не знает примеров, чтобы длительный военный конфликт финансировался за счет одних только налогов.

Искусство финансирования войны в том, чтобы заимствовать средства на наиболее выгодных условиях, не налагая непосильного бремени на послевоенное поколение. Об этом идет речь в статье Кейнса "Как оплатить войну" (1940). В целях компенсации неизбежного послевоенного спада Кейнс предлагает обязательный выпуск сберегательных облигаций, которые позднее будут погашаться. Рудимент этой идеи можно усмотреть в "послевоенных кредитах" британского Минфина, которые погашались, когда налогоплательщики уже достигли пенсионного возраста.

Потребовалось довольно много времени, чтобы идеи Кейнса - настоящего Кейнса, а не кейнсианцев - проникли в умы политиков. Президент Линдон Джонсон первым попытался финансировать вьетнамскую войну по принципу "пушки плюс масло". Он вынудил конгрессменов повысить налоги. Однако Федеральная резервная система с ее чрезмерно мягкой денежной политикой похоронила большую часть этих благих начинаний. Война в Заливе 1990 г. должна была служить противовесом доклинтоновской рецессии в США. Однако, поскольку эта война сопровождалась резким скачком цен на нефть, она привела мир к еще одному периоду стагфляции.

В сегодняшней Британии вопрос военного финансирования зависит от жизнеспособности плана социальных расходов, составленного министром финансов Гордоном Брауном. Минфин заявляет, что при составлении бюджета намерен распределить расходы на весь экономический цикл и разрешить дефицит на период рецессии. Но, если борьба за свободу окажется длительной, любое правительство должно хотя бы частично подавить свои амбиции по увеличению социальных расходов и найти наименее затратный способ заимствования средств - не для того, чтобы бороться с рецессией, а для того, чтобы финансировать военные расходы. (FT, 11. 10. 2001).

Автор - обозреватель Financial Times