Уроки музыки


Сольный концерт пианиста Владимира Крайнева стал уникальным событием. Во-первых, потому, что звучание рояля у мастеров поколения пятидесятилетних на фоне следующих за ними молодых звезд дает совершенно иные слуховые впечатления. Во-вторых, именно это выступление Крайнева было на редкость вдохновенным и удачным.

Владимир Крайнев давно преподает и живет на Западе, как многие наши мастера (как и его звездная супруга тренер фигуристов Татьяна Тарасова). Но он один из немногих, кто по-прежнему имеет в Москве собственный филармонический абонемент, в котором представляет друзей и учеников, а в Киеве и Харькове - свои фестиваль и конкурс юных пианистов. Сольный концерт Крайнева, безусловно, главное событие его московской программы на сезон, а тем более исполнение им музыки Прокофьева, в чем ему просто нет сегодня соперников.

Тот класс работы со звуком, которым обладает Крайнев, сегодня становится все большим раритетом. Особенно поразителен именно Прокофьев, которого пианист играет с молодым напором и идеально точной беглостью пальцев. Там, где сегодняшняя молодежь отчаянно барабанит и корежит инструмент, рояль мастера звучит округло и упруго. Головокружительные темпы переливаются феерическими красками, а в первой части Шестой сонаты форте самых крайних клавиш с высокими нотами (у многих так плоско стучащих) разлетались сверкающими осколками по залу. Прокофьев Крайнева - не искаженное урбанистическим XX веком сознание, а здоровье классической натуры, объективно отображающее увеличенные объемы нового времени. Крайнев передает это чисто пианистическими средствами. В основе - несущая конструкция жесткого ритма и то благородство звучания, которое не искажает палитру рояля, а следует за Прокофьевым в гениальном расширении естественных возможностей инструмента. В то же время пальцы пианиста точно передают несентиментальность и размашистую песенность лирических остановок в сонатах Прокофьева, глубоко вросших в русский мелос.

Следом в концерте исполнялись "Картинки с выставки" Мусоргского. Крайнев логично предпочел "прокофьевский" колорит "Картинок" - увеличенные контрасты, юную энергию и широкое дыхание. Жутковато рычащий "Гном" и стонущее на сочных басах "Быдло", "Катакомбы" - как гигантское здание, а вместо смешной беседы "Двух евреев - богатого и бедного" вдруг был услышан некий вечный конфликт. Неразгаданной осталась тайна "Старого замка" - вся пьеса искусно выстроилась на ровно приглушенном звучании. Повторяющаяся между номерами "Прогулка" то неслась вперед, то замирала, чтобы перевести дыхание от увиденного. Наконец, в финальных "Богатырских воротах" слилось все: и великанские шаги, и колокола, и тихое церковное пение. Это исполнение Крайнева стало выставкой пианистической живописи, уроком того, что может рояль.