Подсматривая за пустотой


В галерее "Риджина" открылась выставка Ивана Чуйкова "Прибор для наблюдения пустоты и бесконечности". Пустой и затемненный зал, в углу которого скромно стоит какой-то неприметный шкафчик. И лишь прижавшись вплотную к его стеклянным стенам, можно было обнаружить, какой восхитительный фокус приготовил для зрителей Чуйков.

Ящик оказывается зеркальным изнутри. Заглянув в него, можно насладиться зрелищем отражающихся друг в друге зеркал. Этакий пустой калейдоскоп - никаких картинок, никаких разноцветных стеклышек, только бесконечные поля зеркального лабиринта. Но самым большим, вызывающим оторопь сюрпризом оказывается то, что в этих зеркалах загадочным образом не отражается всматривающийся в них зритель. Да, конечно, как пишет в пресс-релизе сам художник, "концепция пустоты была неизбежна в концептуализме (пустотный канон и т. д.) ". Но пустота всегда была отсутствием зримого произведения, отсутствием зрелища. В своей новой работе Чуйков превращает пустоту в роскошное зрелище, завораживающее шоу. Уже классические чуйковские "Окна", его "Зеркала" и "Теории отражений" были не только концептуальными изысканиями о природе и статусе классической картины. За ними сквозил старинный романтический ужас. Что если картина так тщательно прикидывается окном лишь для того, чтобы понадежнее закамуфлировать скрывающуюся за холстом пустоту? Что если зеркало - не отражающая поверхность, но окно в потусторонний мир? Чуйков иронизировал не только над классической картиной, но и над этими страхами. Например, делал "антиобманки": пустые рамы, натюрморты за которыми были выстроены из настоящих предметов. Вот и теперь он разделывается со страхом пустоты, показывая, какой лучезарной, красивой и занимательной может быть эта самая пустота, стоит только увидеть ее воочию.

Впрочем, пустота, столь занимающая современное искусство, - это не отсутствие произведения. На самом деле это наше собственное отсутствие в мире. В давней "Теории отражения - 2" Чуйков предъявлял зрелище в отсутствие произведения. В галерее не было ничего, кроме работающей видеокамеры и монитора, на котором зрители могли созерцать самих себя. В "Приборе для наблюдения пустоты и бесконечности" Чуйков демонстрирует произведение, возможное лишь в отсутствие зрителя и, собственно, сформированное этим отсутствием. Точнее, зритель может присутствовать здесь только в качестве тайного соглядатая, вуайера, подсматривающего за пустотой. Стекло, зеркальное с одной стороны и прозрачное с другой, из которого построен чуйковский "Прибор", то же, что и в полицейских комнатах для допросов или опознания преступников, которые мы видели в детективных фильмах. Подобно следователю или свидетелю опознания, мы можем только подсматривать за пустотой. Пытаясь выведать ее тайны, мы боимся обнаружить наше собственное присутствие. Впрочем, в этом лучащемся пустом пространстве ничто не может скрываться. И напрасно мы, затаив дыхание, приникаем к стеклу. Мы не дождемся, чтобы там что-нибудь появилось. Мы не увидим ничего, кроме завораживающего зрелища пустоты.