Партнерство вместо мифов


Смена цивилизаций в истории человечества сопровождалась заметными культурными сдвигами. Поначалу это выражалось в ниспровержении одних языческих богов и возвышении других, а позднее - в переходе доминирующего положения от одной культурной парадигмы к другой. Не стал исключением и ислам - по окончании средневековья он начал сдавать свои позиции. Многие мусульманские мыслители видели причину этого в утрате чистоты веры. Представители западной цивилизации склонны видеть в ее расцвете доказательство превосходства христианской идеи. Многие считают, что основой геополитики являются религиозно-этические факторы.

На самом деле роль этих факторов в относительном снижении влияния ислама сильно преувеличивается. Проблемы мусульманских стран больше связаны с их географическими особенностями, чем с какими-либо непреодолимыми расхождениями между двумя культурами. Это означает, что шансы на решение таких проблем достаточно велики.

География отчасти обусловила как возвышение, так и упадок ислама. Разграничение между христианским и мусульманским миром имеет и экологический аспект: сравните умеренный климат христианской Европы и жаркие безводные пространства регионов, по преимуществу населенных мусульманами.

В период расцвета ислама, в VIII в., численность христиан и мусульман была одинаковой (и тех и других примерно по 30 млн). Но затем чаша весов начала склоняться в сторону Европы. Уступая в численности, мусульмане проигрывали и в политико-экономическом противостоянии. В результате ко времени индустриальной революции европейские страны прочно заняли главенствующее положение в мировом раскладе сил. Создавая колониальные империи, они безжалостно обманывали и грабили завоеванные страны, подавляя инициативы местных предпринимателей. В итоге, получив независимость, бывшие колонии стали относиться к Западу как к врагу, зачастую ориентируясь в своем развитии на СССР. Экономические последствия такого выбора были катастрофическими.

В итоге сегодня по обе стороны христианско-мусульманского разлома бытуют застарелые и нелепые мифы. Несмотря на очевидные успехи таких стран, как Тунис или Малайзия, многие на Западе убеждены, что исламское общество безнадежно отстало в развитии и не способно приобщиться к прогрессу. Мусульманские фундаменталисты считают, что очищение общества способно вернуть золотой век ислама. Переоценка культурных факторов и недооценка технологических, демографических и геополитических соображений приводят к взаимному непониманию и ханжеству.

Чтобы решить эту проблему, Западу следует отнестись к арабским странам не только как к источнику нефти, но и как к полноценной составляющей общемирового культурного, торгового и интеллектуального пространства. Необходимо наладить прочные культурные и экономические связи между Тунисом, Сирией, Египтом и Ираном с одной стороны и Парижем, Лондоном, Бостоном, а также Тель-Авивом - с другой. Подавляющее большинство и там и здесь - нормальные люди, заинтересованные в сотрудничестве на благо обеих цивилизаций. (FT, 29. 10. 2001).

Джеффри Сакс - директор Центра международного развития при Гарвардском университете