Органика: как ее есть


На выставке представлены работы так называемого органического направления, автором которого считается художник Михаил Матюшин (1861 - 1936). Он был профессиональным музыкантом, 32 года играл первую скрипку в Придворном оркестре в Петербурге. Параллельно занимался живописью, учился у Бакста и Добужинского, был знаком с Малевичем, Маяковским, Хлебниковым. В какой-то момент Матюшин, оглядываясь на радикальных товарищей, попытался изобрести новую художественную идеологию. Ею как раз и стала "органика".

Поборники органического направления проповедовали близость к природе, объективность, целостность мировоззрения и проч. - то, что повторяют художники по меньшей мере со времен Возрождения. Матюшин оброс последователями и учениками, устраивал выставки, в Гинхуке открыли отдел органической культуры, создали группу "Зорвед". Парадокс этой художественной теории в том, что ее создатели пытались уловить символические смыслы, наблюдая чисто формальные вещи. Теоретики авангарда апеллировали к природе, а не к культуре, живописно-исторические сопоставления в их сочинениях большая редкость. "Темные письмена" художников русского авангарда - большая находка для современных искусствоведов, потому как дают шанс бесконечно играть в игру "что бы это значило? ".

Художественная практика "органиков" отстояла от теории на значительном расстоянии: обычно это камерная живопись (небольшие акварели) в стиле модерн с плавным переходом в абстракцию.

Отдельная история - судьбы людей, соприкоснувшихся с органическим направлением. Иногда они складывались трагически. Молодая жена Матюшина - Елена Гуро (по утверждениям современников, личность незаурядная, талантливый писатель и художник) умерла в 36 лет. Ее ранняя смерть была большим потрясением для всего круга. В ее память Матюшин три года (1920 - 1923) устраивал спектакли на квартире своих друзей Эндеров. И, говорят, дал этими постановками наиболее совершенные образцы именно органического искусства, микс музыки, театра и живописи. Борис Эндер, попробовав себя в абстрактной живописи и заумном стихосложении, в советское время стал дизайнером, оформлял павильоны СССР на всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939), был одним из создателей постоянной Строительной выставки в Москве (1945). Дизайнерами и конструкторами стали его сестры Мария (она погибла в 1942 г. в блокадном Ленинграде) и Ксения Эндер (в 1930-е работала чертежницей).

Работы для нынешней выставки предоставили крупнейшие музеи страны - ГТГ, ГРМ, Пушкинский дом. У музеев редко, что называется, доходят руки до таких камерных экспозиций. А галерея на Неглинной сделала из этого материала событие.