Пора банкротить страны


Наблюдать за тем, как Аргентина движется навстречу дефолту, - все равно что смотреть в замедленном кино, как две машины несутся навстречу друг другу. В том, что катастрофа неизбежна, нет никаких сомнений, однако пока никто не знает, сколько будет пострадавших и насколько трагичным окажется финал. Рынки и правительства развитых стран относятся к дефолту одного из крупнейших заемщиков среди развивающихся стран как к автокатастрофе: жаль, конечно, что так получилось, но ни о каком "кризисе" речи нет.

Действительно, интересно. Мировая экономика движется к рецессии. Развивающиеся страны практически отрезаны от международных кредитов. США ведут войну. Дефолт России в 1998 г. ударил по заемщикам во всем мире, досталось даже американскому рынку облигаций. А сейчас даже МВФ, подбросивший Аргентине в августе несколько миллиардов долларов, сказал: "Баста! ". А совет директоров мирового капитализма - министры финансов стран "большой семерки" - похвалил Аргентину за инициативу "кинуть" иностранных и национальных инвесторов, ссудивших ей десятки миллиардов долларов.

Очевидные вещи.

Аргентина может оказаться определенной вехой на пути развития мировой экономики. К концу 1990-х гг. стали очевидны несколько вещей. Во-первых, быть примерным учеником МВФ, Всемирного банка & Co. - это еще не гарантия успеха в экономике и высокого кредитного рейтинга. Яркий пример тому - Индонезия.

Во-вторых, слишком многие инвесторы недооценили риск кредитования развивающихся стран, потому что полагали, что в случае необходимости богатые страны придут к ним на помощь, как это было в случае с Мексикой в 1995 г. В-третьих, даже если бы МВФ и страны "большой семерки" и хотели "страховать" капитал, который инвесторы из богатых стран направляют в развивающиеся, у них не хватит на это денег, и кризис со средствами в МВФ в конце 1990-х гг. - очевидное тому доказательство.

Найти комплексное решение проблемы неплатежеспособности суверенных должников пока не удалось. Что нужно сделать, чтобы даже в случае возникновения у развивающихся стран долговых проблем не отрезать их от иностранного капитала, необходимого для улучшения жизни людей? Кредиты МВФ не помогли спасти ситуацию ни в России, ни в Аргентине. Международного соглашения о реструктуризации суверенных долгов не существует, и МВФ продолжает кредитовать переживающие кризис страны до последнего, потому что решение о приостановке кредитования фактически толкает страну в пропасть под названием "дефолт".

Банкротство для правительств.

Пакет кредитов МВФ для Аргентины превышает $20 млрд. В августе правительство договорилось с фондом о предоставлении $8 млрд, из которых $3 млрд были предназначены для проведения "добровольного" рефинансирования госдолга. Однако этот последний кредит, по мнению профессора Лондонской школы бизнеса Ричарда Портса, уже не мог спасти ситуацию. "МВФ как бы предложил Аргентине постараться достичь договоренности с кредиторами, однако для этого нет ни системы, ни механизма, ни законов", - говорит он.

В частности, не существует процедуры, которая позволяла бы стране приостановить обслуживание долгов на время проведения переговоров с кредиторами. "Если бы в международной системе были какие-то механизмы для введения такого рода моратория, проблему было бы легче решить", - полагает Стэнли Фишер, занимавший до августа должность заместителя директора-распорядителя МВФ. Разговоры о разработке процедуры банкротства для правительств, не способных обслуживать свои долги, не дали почти никакого результата. Эту идею недавно поддержал министр финансов США Пол ОХНил; впрочем, неясно, будет ли такая поддержка иметь какие-либо конкретные последствия. Уже достаточно давно появившееся предложение дать МВФ юридическое право приостанавливать судебные процессы против страны-должника в период моратория на обслуживание госдолга не получило поддержки стран - членов МВФ. Против него резко выступают и многие инвесторы - владельцы гособлигаций, опасающиеся, что в результате вмешательства официальных структур они будут принуждены к списанию долга.

Один пострадавший? Рецессия в Аргентине длится уже более трех лет, и у страны больше нет денег на обслуживание $132-миллиардного долга. Федеральное правительство не может договориться с губернаторами о разделе налоговых доходов и о мерах по восстановлению экономики. Некоторые экономисты критикуют фиксированный курс песо, не позволяющий стране стимулировать экономический рост путем девальвации и снижения процентных ставок. Цены аргентинских облигаций указывают, что рынок ждет дефолта. Ожидание длилось так долго, что никто из владельцев облигаций уже не выказывает удивления по поводу решения правительства провести "добровольный" обмен долгов, который фактически можно приравнять к дефолту. Чем больше эта проблема воспринимается как чисто аргентинская, тем меньше риск, что дефолт перекроет приток капитала в соседнюю Бразилию и другие развивающиеся страны. Чем меньше этот риск, тем выше вероятность, что США и другие развитые страны позволят Аргентине сдаться. В конце концов, говорят официальные лица и аналитики, несмотря на ухудшение ситуации в Аргентине, курс бразильского реала в последнее время рос. Это обнадеживающий признак, указывающий, что инвесторы стали лучше, чем во время дефолта России три года назад, различать, кто есть кто на развивающихся рынках.

Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, признаков социальной напряженности в стране почти не заметно. Возможно, аргентинцы считают, что хуже быть уже не может. "Безработица у нас составляет 21%, - говорит аргентинский экономист Герардо делла Паолера. - Нам уже не доверяют". Большая опасность сегодня заключается в том, что аргентинцы, опасаясь девальвации, начнут забирать деньги из банков, усугубив кризис в банковской системе.

Конечно, счастливым финалом был бы тот, в котором Аргентина осталась бы единственным пострадавшим. Но это не единственный возможный финал. (WSJ, FT, 8. 11. 2001)