"Щекиноазот" не делится


Химкомбинат "Щекиноазот" (Тульская область), производящий продукцию на $100 млн в год, стал ареной потасовки. Два крупных акционера химкомбината объединились против третьего и пытаются отстранить его от руководства предприятием.

"Щекиноазот" - один из трех производителей капролактама. Завод также выпускает метанол, около 70% которого экспортируется в Финляндию, Польшу, Словакию и Латвию. Годовой оборот предприятия превышает $100 млн. По данным ФКЦБ, на начало 2001 г. крупнейшими акционерами "Щекиноазота" выступали: ЗАО "Финансовая компания "Интраст Лтд" - 32,6%, ДКК - 21,8% (номинальный держатель), Депозитарно-расчетный союз - 10% (номинальный держатель) и ООО "Бизнес-Наука-Консалтинг" - 10,9%.

Предприятие никак не могут поделить между собой три крупнейших акционера - Борис Сокол (контролирует около 40% акций завода) с одной стороны и бывший президент "Щекиноазота" Валерий Калачев (более 25% акций) с московским предпринимателем Александром Бурносовым (распоряжается также более 25% акций) - с другой.

С весны 2001 г. "Щекиноазот" контролировали Сокол и Бурносов, а предприятие по их договоренности возглавлял Анатолий Иванов. Однако в середине октября Бурносов неожиданно решил объединиться с Калачевым. Акционеры опубликовали в местных газетах объявление о проведении 25 ноября внеочередного собрания акционеров, чтобы сменить совет директоров "Щекиноазота", подконтрольный Соколу.

В ответ 23 октября совет директоров "Щекиноазота" отстранил Иванова от руководства предприятием, а исполнять обязанности гендиректора стал сам Борис Сокол. Его противники немедленно обратились в суды Москвы, Махачкалы и Владивостока с требованием признать этот совет директоров нелегитимным, а отстранение Иванова - незаконным. И 1 ноября Басманный суд Москвы запретил Соколу исполнять обязанности гендиректора.

Получив определение суда, Иванов с судебными приставами отправился на завод. Дальше, по его словам, "все было как в боевике". Охрана предприятия вместе с сотрудниками ЧОП "Корд" не пустили Иванова на территорию, а между охранниками произошла потасовка. Подъехавший начальник местного ФСБ и сотрудники МВД забрали всех участников конфликта в районный отдел МВД, но после проверки документов отпустили. А через несколько дней после этого появилось решение Щекинского райсуда о приостановлении действий судебных приставов.

Борис Сокол сообщил "Ведомостям", что считает назначенное на 25 ноября внеочередное собрание акционеров "Щекиноазота" незаконным, поскольку акционеры не обращались с такой просьбой в совет директоров. Как утверждает Сокол, в реестре акционеров не числятся физические лица, подавшие иски против решения совета директоров от 23 октября в суды общей юрисдикции Махачкалы и других городов.

С его бывшим союзником Бурносовым "Ведомостям" связаться не удалось.