Китай отменяет льготы


Китай, принятый на днях во Всемирную торговую организацию, готовится отменить налоговые льготы для иностранных компаний, работающих в пяти так называемых специальных экономических зонах (СЭЗ). Эти зоны, созданные в 1979 г. с целью стимулировать рыночные реформы и привлечь многомиллиардные иностранные инвестиции, были основой "капитализма по-китайски". Вступив в ВТО, Китай обязался установить равные условия ведения бизнеса на своей территории для иностранных и национальных компаний. Но если обычно речь идет о ликвидации льгот и протекционистских мер, дающих преимущество национальным компаниям перед иностранными, то на сей раз от либерализации, напротив, пострадают иностранные инвесторы. Сейчас налог на прибыль иностранных компаний, работающих в пяти СЭЗ (города на юге Китая - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу и остров Хайнань), а также в 49 областях, имеющих статус "зон развития", составляет 15%, тогда как для китайских предприятий установлена ставка в 33%. "Почему мы должны сохранять невыгодные условия для китайских компаний даже после того, как открыли двери для иностранных конкурентов и вступили в ВТО? - заявил один из китайских чиновников. - Это нечестно".

Как ожидается, парламент Китая одобрит положения о вступлении в ВТО в первом полугодии 2002 г. После этого страна должна приступить к выполнению своих обязательств по либерализации рынка. Вопрос о новой ставке единого налога на прибыль после отмены льгот для иностранных компаний сейчас еще обсуждается. Некоторые члены правительства выступают за введение 25% -ной ставки, тогда как другие настаивают на 33% -ной. Пока также не ясно, когда иностранные компании начнут платить такой же налог, как китайские. "На то, чтобы привести местное законодательство в соответствие с национальным, потребуется много времени и усилий", - заявил один из правительственных чиновников. Несмотря на множество нерешенных вопросов, направление политики задано четко. Переходный период будет непростым для китайской экономики: в обмен на снятие в развитых странах ограничений на китайский экспорт стране предстоит открыть рынок для иностранцев, которые во многих секторах будут сильнее китайских компаний. При этом СЭЗ, служившим локомотивами для всей китайской экономики, после отмены льгот будет сложнее привлекать иностранные инвестиции. Такие же трудности могут ожидать и зоны развития, которые в 2000 г. получили $8,9 млрд в виде прямых иностранных инвестиций (на 35,3% больше, чем в 1999 г.) и объем промышленного производства в которых составил $81,2 млрд. Совокупный объем прямых иностранных инвестиций в Китай составил в 2000 г. $37,5 млрд. Равные условия игры могут также подорвать попытки Пекина привлечь иностранных инвесторов в бедные западные районы страны, где недавно были созданы две зоны развития. Вместе с тем отмена налоговых льгот поможет Китаю положить конец практике, при которой китайские предприниматели открывают в Гонконге так называемые компании-оболочки, от имени которых инвестируют в проекты на материке, получая льготы как иностранные инвесторы. Таким искусственным способом объемы прямых иностранных инвестиций в Китай в последние годы постоянно завышались. (FT, 13. 11. 2001)