Каковы будут экономические последствия ценовой войны с ОПЕК?


Ультиматум ОПЕК жестко увязал сокращение добычи нефти картелем с аналогичными действиями стран - не членов ОПЕК. Не исключено, что события пойдут по жесткому сценарию: никто не снижает добычу, а цены на нефть стремительно падают.

Последствия для бюджета могут быть серьезными, но только в том случае, если снижение цен будет действительно значительным, $12 - 13. И тогда бюджет потеряет не только от поступлений по экспортным пошлинам нефтяных компаний, но и от прочих налогов. Причем просчитать потери здесь будет невозможно, поскольку это коснется и других компаний, которые отреагируют на такую критическую ситуацию на рынке. Но, скорее всего, разумный компромисс между Россией и ОПЕК будет достигнут, что связано с заметным потеплением отношений между нашей страной и США. ОПЕК очень прочно контролирует рынок нефти, и, даже если мы наотрез откажемся сокращать объемы поставок, это вряд ли серьезно ударит по мировой цене. Она, конечно, упадет, но не на столь большую величину, как предполагается.

Ашот Егиазарян

Я думаю, мы ее переживем. Мы поддерживаем позицию правительства. Конечно, маленьким компаниям придется хуже всего. Себестоимость добычи у нас все-таки очень высокая. Но опыт 1998 г. показал, что небольшие предприятия более гибкие и смогли пережить падение цен.

Елена Корзун

Выигравшей стороной останутся только развитые страны, а Россия и страны ОПЕК потеряют прибыль. Но я сомневаюсь, что сейчас на рынке такой дисбаланс спроса и предложения, чтобы Brent падала до $17 за баррель. Возможно, идет краткосрочная игра, чтобы заставить Россию снизить добычу нефти. Однако если потребительские расходы американского населения будут снижаться и в начале 2002 г., то уже летом может возникнуть ситуация, когда никакие договоренности между Россией и ОПЕК не смогут удержать цены выше $15 за баррель. Для российской экономики это будет означать замедление роста ВВП, сокращение доходов бюджета и обострение проблем с обслуживанием внешнего долга. На валютном рынке ситуация в 2002 г. будет скорее всего оставаться достаточно стабильной.

Юрий Ичкитидзе

Экономические интересы государства в целом и отдельных товаропроизводителей, пусть даже крупных, не всегда тождественны. Под флагом снижения цен на нефть вполне возможна реструктуризация всяческих видов внешней задолженности России. Это тот самый случай, когда политика становится концентрированным выражением экономики. Те страны, которые выигрывают от снижения цен на нефть, держат в своих руках и Лондонский, и Парижский клубы, и МВФ. Весьма разумными будут выглядеть попытки заручиться их поддержкой в целях снижения нагрузки внешнего долга на бюджет. Ранее они нам в этом помогать не торопились. В условиях уже стремительно изменяющейся внешнеполитической ситуации почему не попробовать снова? Вот если не удастся, тогда можно и добычу снижать.

Владимир Гусаров

Хорошего в этом может быть только то, что ценовая война выгодна США, а мы под этим соусом сможем испрашивать у Америки некие компенсации за низкие цены на нефть. Возможно, действительно стоит добиться списания части долга СССР. Сиюминутных катастрофических последствий ценовой войны я не предвижу. По последним данным ЦЭК, объем незагруженных производственных мощностей в промышленности у нас где-то 15%. Значит, вырасти мы можем еще на 17 - 18% без привлечения значительных инвестиций, объем которых определяет размер прибыли сырьевиков. Другое дело, что о шлагбаум недоинвестирования мы можем "стукнуться лбом" через два-три года. Но низкие цены на нефть, по моим оценкам, столько не продержатся. Возможно, что в условиях ценовой войны и снижения притока валюты ослабление рубля относительно доллара поддержит экономический рост. Хотя и будет чревато трудностями в среднесрочной перспективе.

Валерий Миронов

Масштабная ценовая война приведет к существенному снижению цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке. Для рядового потребителя, в том числе российского, это имеет свои преимущества: велика вероятность, что подешевеет бензин, замедлится потребительская инфляция. Но все эти плюсы сведет на нет удар по бюджету, который потеряет значительную часть доходов. Кроме того, усилятся валютные спекуляции, которые могут повлечь за собой повышение нормы обязательной продажи валютной выручки. Сейчас на рынке происходит корректировка цен и поиск того уровня, который удовлетворит всех - и экспортеров, и импортеров. Средний уровень цен мирового рынка, по нашим оценкам, должен стабилизироваться у отметки $20 - 23 за баррель. Для России это будет неплохим показателем.

Елена Матросова

Елена Матросова