Страсть к приватизации проходит


Последнюю четверть века в мировой экономике наблюдалась мощная тенденция к приватизации и сокращению доли государственного сектора. Однако сейчас маятник качнулся в обратную сторону. После терактов 11 сентября энтузиазм правительств, планировавших передать государственные активы частным предпринимателям, существенно уменьшился.

С середины 1970-х правительства во всем мире продали частным инвесторам активы общей стоимостью более $1 трлн. Волна приватизации обычно ассоциируется с приходом к власти Маргарет Тэтчер в Великобритании и Рональда Рейгана в США. Ее результатом стал общий подъем рынка. Во многих случаях федеральные и местные власти передавали в частные руки даже такие объекты, как тюрьмы, школы, коммунальные услуги и службу скорой помощи.

Впрочем, признаки замедления массовой приватизации были заметны еще до терактов в США, а вторник 11 сентября, возможно, стал поворотным пунктом в развитии отношений между бизнесом и государством. Возникает вопрос: а вернется ли былое процветание, связанное с активизацией рыночных механизмов, в случае, если мировая экономика сумеет восстановиться? Не исключено, что за безопасность общество будет вынуждено дорого заплатить - ему придется смириться с малоэффективным государственным управлением и замедлением роста экономики.

Президент Буш согласился с конгрессменами, утверждавшими, что для обеспечения безопасности воздушного транспорта необходима тотальная проверка авиапассажиров, причем осуществляемая государственными служащими, а не сотрудниками частных компаний. И это не единственный пример проявления новой тенденции. Сейчас проекты, связанные с превращением почтовой службы США и государственной железнодорожной компании Amtrak в частные корпорации, не имеют никаких шансов на реализацию. Бесперспективна и идея мэра Нью-Йорка Джулиани относительно передачи частным компаниям большего числа функций службы спасения 911. Власти Нового Орлеана планировали после Рождества провести тендер на модернизацию и управление городскими системами водоснабжения и канализации. Частный подрядчик получил бы 20-летний контракт на $1 млрд. После 11 сентября мэрия настояла на приостановлении процесса приватизации в связи с возникающей "серьезной угрозой безопасности" системы водоснабжения города.

Пентагон, ранее планировавший нанять частного подрядчика для выполнения ряда операций картографической службы, временно отложил осуществление этой инициативы. Нынешнее усиление роли государства во многом связано с переосмыслением понятия "национальная безопасность". Теперь это понятие включает возможность добраться до работы или сделать покупку в магазине, не подвергаясь опасности террористической атаки. Впрочем, нельзя сказать, что экономические преимущества рынка, основанного на конкуренции, частном предпринимательстве и погоне за прибылью, сейчас полностью забыты. Власти многих городов и штатов США продолжают реализовывать планы передачи государственных функций частным компаниям. В Нэшвилле, Теннесси, где уборка мусора и служба скорой помощи уже находятся в ведении частного сектора, власти рассматривают возможность передачи в частные руки и других служб, в том числе экстренной связи и обслуживания транспортного парка. Руководство Атланты планирует заключить с частной компанией контракт на обеспечение водоснабжения. "Приватизация - необходимое условие хорошей работы городского хозяйства", - утверждает мэр Атланты Билл Кэмпбелл.

Новейшая тенденция к национализации вызывает недовольство даже у политиков. "Если вы имели дело с госслужащими, то, наверное, знаете, что их деловые качества в большинстве случаев далеки от идеала", - говорит мэр Чикаго Ричард Дейли. И все же американцы, с ужасом обнаружившие, что их страна вовсе не такая безопасная, как всегда считалось, испытывают все меньше энтузиазма при мысли о передаче функций государства частному сектору. "Раньше эти вопросы решались в соответствии с экономическими соображениями, мы искали наиболее выгодный вариант, - утверждает Скотт Кинг, мэр города Гэри, Индиана. - Сейчас на первый план выходят другие критерии".

Экономическая выгода и повышение производительности труда больше не являются для американцев самыми приоритетными факторами. Снижение производительности ведет к ухудшению уровня жизни, обычно определяемого размерами зарплаты и имущества. Но граждане готовы идти на такие жертвы, считая более важной возможность жить безопасно. Эту смену приоритетов не так просто учесть при анализе соотношения затрат и выгод для определения государственной стратегии в области приватизации.

"Частные компании, в том числе занимающиеся водоснабжением, работают эффективнее, - рассуждает Керри Уотсон, специалист по контролю качества. - Но у них есть акционеры. Меры безопасности уменьшают их прибыль. До 11 сентября это мало кого волновало, но сейчас все изменилось". (WSJ, 19. 11. 2001)