IN VINO VERITAS: Ридель: бокал как точный инструмент


Шоу Георга Риделя похоже на лабораторную работу в средней школе. Разноцветные жидкости с большей или меньшей точностью движений переливаются из бокала в бокал, сидящие за партами перешептываются и пересмеиваются, а строгий преподаватель следит за исполнением своих заданий и делает замечания, впрочем, вполне дружелюбно.

Отличительная особенность шоу Георга Риделя заключается в том, что разноцветные жидкости - это элитные вина стоимостью от $50 за бутылку, а вместо колб и пробирок - изящные бокалы из тонкого хрусталя производства фирмы Riedel.

Для каждого из дегустируемых вин Георг Ридель подбирает бокал определенной формы и доказывает, что именно в таком бокале вино проявляет свои лучшие качества. Не верите? Переливаем в обычный бокал - и чувствуем разницу. Все еще не верите? Опять переливаем - в другой, суперкачественный, но "неправильный" бокал - и убеждаемся, что учитель был прав.

Ридель называет бокал инструментом, а точную настройку этого инструмента он проводит у вас на глазах.

Риделю долго не верили - как теперь кажется, боялись поверить. Но он был настойчив и продолжал доказывать вроде бы очевидную истину: каждое вино требует индивидуальных условий для полного раскрытия вкуса.

В США ему это удалось. Самый влиятельный винный критик Роберт Паркер посвятил его бокалам одну из первых больших публикаций в начале 1990-х гг., а самый легендарный винодел Роберт Мондави, с наводки друга и партнера Анджело Гайа, стал использовать его бокалы для презентации своих вин. Сегодня Америка, законодатель винных мод, покупает примерно треть всех производимых Риделем бокалов.

Изобретенная Клаусом Риделем (отцом Георга) теория в общем проста. Как известно, язык человека условно делится на зоны, отвечающие за восприятие того или иного вкуса - сладкого, кислого, горького и т. д. Отсюда, если вино слишком кислотное, его надо направить на ту зону языка, которая менее чувствительна к восприятию кислого вкуса. А если оно чуть горчит, то нельзя воздействовать на зону ощущения горечи. Это достигается изменением формы чаши, ширины раструба и высотой бокала. Формой чаши регулируется и поток исходящих от вина ароматов. Общий результат этого рассчитанного движения испарений и жидкости оказывается настолько разительным, что публика без сомнений выкладывает сотни долларов за набор чудесных бокалов, забывая про уровень своего благосостояния.

Ридель признает, что число бокалов, которые в принципе можно создать в соответствии с существующими стилями вин, очень велико. Поэтому он допускает условности и, не боясь за свою репутацию, рекомендует один и тот же бокал для шабли и для чилийского шардоне. Даже вопрос о том, какой из своих бокалов он считает наиболее универсальным, не кажется Риделю запрещенным - классический вытянутый "тюльпан" оказывается одинаково хорош и для северного рислинга, и для южного кьянти.

Но Ридель ездит по всему миру со своим шоу как раз для того, чтобы развенчать теорию универсального бокала. "Какой выбрать бокал, если можно взять только один? Тот, который подходит для вашего любимого вина", - говорит он. Шоу Риделя наконец увидели и в Москве. На этой неделе он блистал в "Грандъ-Отеле", где бомонд и профессионалы увлеченно наблюдали за его манипуляциями. Автор - главный редактор газеты "Винная карта"