ЧУЖОЙ КАРМАН: Акционеры поневоле


В 90-х гг., когда фондовый рынок рос от года к году, многие американские компании стали включать свои акции в компенсационные пакеты сотрудников. Последние получали растущие в цене активы и мотивацию работать не покладая рук ради процветания своей компании.

Сегодня эти схемы продолжают использоваться. Gillette, например, считает важным связать интересы работника и интересы компании. Примерно так же рассуждают и во многих других компаниях, которые используют свои акции для оплаты труда работников или для пенсионных выплат.

Однако после того, как полтора года назад началось падение котировок на фондовом рынке, стало ясно, что с компенсациями в форме акций дело обстоит не так просто и гладко, как хотелось бы. Миллионы рядовых сотрудников сотен компаний в один прекрасный день обнаружили, что переданные им пакеты акций сковывают их финансовую свободу, поскольку навязанные компаниями условия оказались слишком жесткими.

Большинство компаний ограничивают возможность работников продать переданные им акции с целью перевода вырученных средств в паевые фонды или другие инструменты программ пенсионного страхования. По данным компании Hewitt Associates, проводившей исследование выплаты компенсаций в 215 фирмах, 85% из них запрещают продажу акций, передаваемых работникам.

Gillette не разрешает работникам продавать акции, переданные им в рамках программы пенсионного обеспечения, до 50 лет, Coca-Cola - до 53. Аналогичные ограничения действуют в Procter & Gamble, Qwest Communications International и Enron. При этом акции Gillette с начала года подешевели на 11%, Coca-Cola - на 18%, Qwest - на 69%. Стоимость акций Procter & Gamble пока изменилась не слишком значительно.

Высокопоставленные менеджеры компаний могут более свободно распоряжаться переданными им акциями, хотя компании утверждают, что на них распространяются те же ограничения. Но, по данным Thomson Financial/Lancer Analytics, в этом году топ-менеджеры Qwest продали акции компании на общую сумму в $172 млн, из которых $89 млн - это стоимость пакета, проданного генеральным директором.

Для многих рядовых сотрудников пенсионные накопления являются самым крупным активом, не считая недвижимости. Поэтому владение акциями, с которыми нельзя ничего сделать, вызывает недовольство работников. И последние начали искать правду в судах.

В ноябре появились три независимых иска от работников Enron, которые утверждают, что компания не оповестила их о рисках, связанных с владением ее акциями. В исках отмечается, что Enron заблокировала схему пенсионного страхования в период с 17 октября по 19 ноября, из-за чего все работники компании, вне зависимости от возраста, не могли продать переданные им по схеме акции. В то же время стоимость акций резко пошла вниз из-за финансовых проблем Enron и начала расследования, предпринятого в отношении компании Комиссией по ценным бумагам и биржам США. Представители Enron отказываются от каких-либо комментариев на эту тему.

Однако, как отмечают аналитики, иски направлены не против самой практики использования акций в пенсионных схемах, которая полностью законна. Так что вне зависимости от исхода судебной тяжбы от таких случаев, как произошедший в Enron, не будет застрахован никто. (WSJ, 27. 11. 2001)