Моне и Пруст: свет и проза


В этом году фестиваль называется "В сторону Пруста (Моне, Дебюсси и другие) ". Пруст (1871 - 1922) был одним из любимых писателей Святослава Рихтера, чье имя неразрывно с "Декабрьскими вечерами" связано. Считается, что музыка и живопись рубежа веков сильно на Марселя Пруста повлияли. Во всяком случае, героями своих произведений он охотно делал художников и композиторов.

К фестивалю, как обычно, приурочены выставки. Их две: большая ретроспектива Клода Моне (1840 - 1926) и экспозиция, посвященная собственно Прусту - портрет кисти Жака Эмиля Бланша, портреты друзей писателя, его личные вещи, рукописи и автографы, прибывшие к нам из парижских музеев.

Сочетаемы ли и насколько кресло Пруста и живопись Моне - вопрос открытый. Во всяком случае, то, что демонстрируется сейчас в ГМИИ, больше подчеркивает различия между писателем и художником, нежели их внутреннее родство. Моне был старше Пруста на 30 лет и умер на четыре года позже. У них был разный background: художник происходил из семьи мелких торговцев, а отец Пруста был высокооплачиваемым врачом. Пруст выучился на юриста и литературой занялся постольку поскольку, чтобы подытожить свой богатый, в том числе и светский, и личный, и гомосексуальный опыт. Моне с детства бредил живописью. Он был человеком традиционных взглядов, имел семью, двоих детей. Он не пытался делать искусство из собственной частной жизни, в то время как у Пруста творчество и факты биографии запутаны в клубок.

Различия можно продолжать: у них был разный темперамент и даже облик. Утонченный денди Пруст и несколько деревенского вида Моне. Первый творил, запершись в комнате, обитой пробковыми панелями, чтобы звуки внешнего мира не мешали. Второй, когда разбогател, купил под Парижем имение Живерни и рисовал на природе. Первый "воскрешал прошлое" (Андре Моруа), а второй был нацелен исключительно в будущее: его живописные открытия дали толчок не только изобразительному искусству, но и кинематографу.

Но так как писатель и художник были современниками и у Пруста есть пара высказываний по поводу картин Моне, так как оба сильнейшим образом повлияли на искусство XX в., нет ничего странного, что их решили объединить в рамках одного фестиваля. Очевидно, эти два столь непохожих мира свяжет музыка: Шопен, Дебюсси, Россини. Фантазия организаторов "Декабрьских вечеров" из года в год становится все изощренней.

Что касается выставки Клода Моне, которую собирали по всему миру, то ее безусловные хиты - хрестоматийный "Портрет Камиллы" ("Дама в зеленом", 1866, Кунстхалле, Бремен), "Подсолнечники" (1881, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), "Прибытие поезда из Нормандии, вокзал Сен-Лазар" (1877, Художественный институт, Чикаго). А также знаменитые серии Моне: Руанский собор утром, днем и вечером, мост Ватерлоо в разную погоду, стога сена, луга маков. Моне рисовал один и тот же пейзаж почти с одной точки зрения, но в разное время, фиксируя не столько объекты, сколько состояние атмосферы, световоздушные эффекты. Моне (в некотором смысле) игнорировал сюжет, полностью перенося акцент со "что" на "как". Сто лет назад такой подход считался суперавангардным, но и сегодня серии Моне производят почти гипнотическое впечатление.

Московским зрителям повезло увидеть эти работы вместе. Потребовалось немало усилий, чтобы серии восстановить. Например, к двум "Руанским соборам" из ГМИИ добавили аналогичную картину из музея Орсэ и еще одну из бостонского Музея изящных искусств, а "Стога сена" прибыли из Эрмитажа и чикагского Художественного института.

Фестиваль "Декабрьские вечера" проходит много лет подряд, мы все к нему привыкли. Это наше домашнее событие. Мы знаем, что наверняка в ГМИИ выступит Наталья Гутман и Юрий Башмет. В этом году ожидают Евгения Кисина (из тех, кто еще не выступал). Вряд ли нынешний декабрь чем-то принципиально будет отличаться от предыдущего. Одни считают, что неплохо бы добавить фестивалю динамики, вторые, наоборот, благодарят музей за продолжение традиции. Это как тот стакан, который всегда пуст и полон ровно наполовину, а уж реакция зрителей зависит исключительно от их темперамента, от того, являются ли они пессимистами или оптимистами.