Будут ли в этот Новый год перебои с чартерными рейсами?


Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) решила приостановить действие всех лицензий на чартерные полеты на полтора месяца. Чтобы избежать скандалов наподобие тех, что произошли с компанией "РусАвиа", авиаперевозчик будет допускаться к полетам, только если сможет доказать, что в состоянии выполнить свои обязательства.

Что касается нашей компании, никаких трудностей не вижу. Под "воздух" у нас даже близко никогда ничего не заключалось. Из 500 с лишним чартерных рейсов, выполненных в этом году, у нас не было ни одного сбоя. Меры властей направлены на то, чтобы все перевозчики добросовестно относились к своим клиентам. Бывает, и это специфика московского рынка, что сначала продают билеты, а только потом пытаются зафрахтовать самолет исходя из количества проданных билетов. Но в прошлом году был избыток воздушных судов, а сейчас их не хватает. Нам, например, постоянно звонят и ищут самолет. Вполне допускаю, что сейчас часть рейсов будет отменена. Но лучше это сделать раньше, чем в последний момент. Если меры, о которых сейчас говорят, будут предприняты в полном объеме, в новогодние праздники проблем, думаю, удастся избежать. Хотя ГСГА все равно не сможет влезть в отношения перевозчика с заказчиком, чтобы выяснить, на сколько рейсов заключено контрактов.

Алексей Толстик

Отпадут те компании, которые летали или выполняли в прошлом году рейсы, не имея самолетов. Сейчас на каждый рейс будет получаться разовое разрешение. Вот у меня есть контракт с турфирмой и самолет. Проблем нет - иду в ГСГА и получаю разрешение. А дядя, который ничего не имеет, но собрал деньги с пассажирами, останется в Москве и никуда не полетит. Так что те, кто собирается обмануть людей под Новый год, просто не смогут это сделать. Ни одна турфирма не заключит контракт с фиктивной авиакомпанией, имеющей лицензию на выполнение рейсов, но не владеющей самолетом и надеющейся его нанять в последний момент.

Владислав Крымзенков

Я не думаю, что новые требования ГСГА приведут к возникновению существенных перебоев в организации чартерных перевозок. Подобные требования уже вводились в мае и не вызвали тогда никаких эксцессов. Тем не менее надо отметить, что ГСГА установила действительно очень сжатые сроки и ряду небольших перевозчиков скорее всего придется уйти с рынка, а некоторым средним компаниям - закрыть часть маршрутов. Однако, учитывая падение спроса на международных линиях после сентябрьских событий в США и начало войны на Ближнем Востоке, у крупных российских перевозчиков должны образоваться резервные мощности, которые позволят покрыть дефицит рейсов в случае его возникновения. Вместе с тем я практически не сомневаюсь, что пассажиры вновь столкнутся с задержками чартерных рейсов. Конъюнктура рынка в настоящее время такова, что даже у крупных авиакомпаний не хватает средств на нормальную и качественную организацию чартеров. Да и аэропортовые службы нередко подводят перевозчиков.

Елена Сахнова

Если речь вести о зарубежных чартерах - а речь в основном идет об этом, - тут дело зависит не только от нашей стороны. Многое решают межправительственные соглашения. А наши зарубежные партнеры начали пунктуально относиться к выполнению всех условий. Если раньше практически без ограничений допускали чартерные рейсы, сейчас отношение меняется. Кроме того, многое начинают требовать от безопасности, что вполне понятно и оправданно. Выходит, что жизнь сама заставляет согласиться с необходимостью требований ГСГА. Рынок же, я больше чем уверен, в этот раз будет обеспечен. На нем достаточно самолетов, экипажей, возможностей. Если какие-то компании и не попадут на рынок, будет кому закрыть брешь.

Вадим Замотин

У нас не так уж редко случается, что самолет стоит в ангаре без колес, без моторов, но его бортовой номер продается на рынке. Агентство отследить такую ситуацию не может, это по силам только специальной комиссии. В принципе, в этом Новом году все должно быть под контролем. К середине декабря станет известно, какие самолеты получили взлетное, а "летучие голландцы" отсеются. Клиенты будут защищены. Кроме того, в этом году поставили больше коротких цепочек рейсов и самолеты смогут выполнить больше гарантированных рейсов.

Елена Силина

Это одна из мер, которая защитит туристов. Но остается еще множество проблем, связанных в первую очередь с дезорганизованностью рынка. Помни те, как туристы ждали в аэропорту, потому что не был получен воздушный коридор? Много проблем, на мой взгляд, связано с отсутствием государственного регулирования туризма в России. Один-единственный департамент есть в Минэкономразвития, и особых полномочий и рычагов влияния у него нет. Мы выступаем за создание национальной туристической администрации в ранге министерства или как минимум отдельного комитета.

Елена Драпеко

Елена Драпеко