ОПЫТЫ : Врачебная тайна МВФ


Валютные режимы, в которых курс национальной валюты привязан к валюте- "якорю", в роли которой чаще всего выступает доллар, в конце 1990-х гг. рушились один за другим. В нынешнем году варианты этого режима проходили проверку на прочность в ходе двух последних кризисов в развивающихся странах - Турции и Аргентине.

Но даже после того, как от скользящей привязки (системы фиксации валютного курса, позволяющей периодически изменять курс или пределы его колебаний относительно валюты- "якоря") пришлось отказаться оказавшимся в кризисе странам Юго-Восточной Азии, России и Бразилии, в Турции эта валютная система продолжала существовать в рамках согласованной с МВФ программы реформ. Но разразившийся в феврале кризис заставил и Турцию изменить валютный режим. С тех пор основные усилия фонда и правительства Турции были сконцентрированы на реформировании банковской системы страны, ситуация в которой еще больше осложнилась после того, как девальвация привела к существенному росту стоимости долговых обязательств. Кроме того, был ужесточен контроль за госрасходами и ускорена реструктуризация корпоративного сектора, прежде всего телекоммуникационного.

Несмотря на постоянные столкновения внутри турецкого правительства, грозящие политической нестабильностью, фонд в общем и целом может быть удовлетворен достигнутыми в Турции результатами. Кемаль Дервиш, бывший вице-президент Всемирного банка, назначенный министром экономики, в решении таких задач, как снижение госрасходов и либерализация телекоммуникационной отрасли, продвинулся значительно дальше, чем ожидали сотрудники МВФ.

События 11 сентября в определенной степени также пошли Турции на пользу и в политическом, и в экономическом отношении. Турция, единственное мусульманское государство, поддержавшее антитеррористическую операцию США, повысила свой стратегический статус в регионе. При этом экономические проблемы Турции усугубились из-за значительного сокращения потока туристов, а нежелание инвесторов на финансовом рынке вкладывать деньги в рискованные активы существенно снизило шансы Турции на рефинансирование госдолга. В этой ситуации руководство МВФ, которое не хотело бы, чтобы дополнительная помощь Турции выглядела как политическая взятка, и крупнейшие страны - члены фонда не испытали особых проблем при выдаче рекомендации о предоставлении стране нового пакета кредитов на $10 млрд.

Процесс реформ, конечно, протекает болезненно, и инвесторы пока не спешат оказывать ему поддержку, поскольку высокая инфляция негативно воздействует на рынок турецких гособлигаций. Однако, если Турции удастся сохранить темпы реструктуризации и получить от МВФ одобрение на выделение дополнительных $10 млрд, в ее распоряжении будет больше времени, чтобы убедить скептиков в своей приверженности реформам и добиться снижения долгового бремени.

Между тем Аргентина, похоже, потеряла расположение МВФ и "большой семерки". Безуспешно пытаясь вырваться из порочного круга, когда рост долга приводит к росту процентных ставок, в свою очередь увеличивающих долг, а падение темпов экономического роста приводит к снижению налоговых поступлений, которое влечет за собой падение темпов роста и трудности в обслуживании долга, страна была вынуждена пойти на реструктуризацию долгов, которую многие называют дефолтом.

Проблему Аргентины решить гораздо труднее, чем проблему Турции. У нее более жесткий валютный режим, чем у Турции, - это не скользящая привязка, а фиксированный курс, предполагающий, что каждый песо в обращении обеспечен долларом в валютных резервах. Поэтому девальвация означает практически автоматический дефолт. При этом объем долга Аргентины не слишком велик: внешний долг составляет лишь треть от национального дохода. Проблема в том, что он в четыре раза больше экспортных доходов. Между тем фиксированный курс песо не позволяет стране наращивать экспорт и получать больше долларов для обслуживания долга. А высокие процентные ставки по долговым обязательствам съедают значительную часть государственных доходов.

В августе МВФ решил предоставить Аргентине еще $8 млрд. Бывший главный экономист МВФ Майкл Мусса назвал это "самым плохим решением, принятым фондом" за 10 лет сотрудничества с Аргентиной. Из этих средств $3 млрд были предназначены на проведение "добровольного рефинансирования долгов на рыночных условиях". Правительству удалось убедить национальных инвесторов обменять облигации на общую сумму $55 млрд на новые, с более низкими процентными ставками, что позволит сэкономить в следующем году $3,5 млрд на обслуживании долга. Вместе с тем правительству не удалось довести бюджетный дефицит до уровня, согласованного с МВФ. В результате фонд отложил запланированное на декабрь выделение очередного транша в $1,5 млрд. Правительство опять попало в порочный круг: теперь, чтобы выполнить требования МВФ, оно готовится повысить налоги и получить дополнительно $4 млрд; при этом предполагается отменить снижение корпоративных налогов, которое было введено, чтобы стимулировать развитие экономики. Кроме того, правительство может ужесточить условия обмена долгов иностранным инвесторам. Это может спровоцировать волну исков со стороны последних и нарушить планы правительства, направленные на то, чтобы облегчить долговое бремя и получить передышку, во время которой можно будет предпринять меры по стимулированию экономического роста. (FT)