Рынок на коротком поводке


На пике славы энергетическая компания Enron оказалась во многом благодаря борьбе против регулирования рынка. Теперь, после краха компании, многие занялись переосмыслением подходов к либерализации энергетической отрасли.

Банкротство крупнейшего в США трейдера на рынке электроэнергии было не первым знаковым событием в отрасли. Был еще энергетический кризис в Калифорнии, а до того - неудачный эксперимент по либерализации в Новой Зеландии.

Впрочем, во всех случаях проблема состояла не в либерализации как таковой, а в управленческих ошибках при ее проведении. В Калифорнии проблемы начались, когда жители штата высказались против строительства новых электростанций. Их приверженность делу защиты окружающей среды достойна восхищения, но беда в том, что одновременно они хотели больше электроэнергии и меньше счетов.

Никто не может запретить честным гражданам демократической страны требовать взаимоисключающих вещей. Задача политика - правильно реагировать на непоследовательность избирателей. Правительство не может вообще уйти с рынка электричества. Ни один экономист пока не доказал, что какой-либо рыночный ценовой механизм может обеспечить четкое соответствие спроса и предложения круглосуточно все 365 дней в году. Но именно этого потребители требуют от поставщиков электроэнергии.

В проблемах новозеландской энергосистемы одни винили недостаточную приватизацию, другие - ее отсутствие. Точно так же как и причиной калифорнийского кризиса одни считают либерализацию, а другие - непоследовательность ее проведения.

Право на существование имеют обе точки зрения. Структура собственности Mercury Energy, компании, занимавшейся доставкой электричества в Окленде, была настолько запутанной, что и сейчас трудно сказать, была она приватизирована или нет. По решению правительства приватизация сектора должна была быть полной - никакого государственного регулирования. Но даже самые убежденные рыночники понимали, что идея частной корпорации - монополиста рынка электричества будет воспринята в обществе без восторга. Поэтому большая часть акций (акции были неголосующие) Mercury Energy была передана в трастовый фонд Auckland Electricity Consumers Trust, акции которого, в свою очередь, могли покупать потребители. Совет директоров назначался независимыми доверительными собственниками, которые, несмотря на свой статус, были обязаны действовать в согласии с менеджментом Mercury.

Позже независимое расследование выявило множество случаев халатности и некомпетентности со стороны управленцев, виной чему была, в частности, и странная структура собственности. Свою роль сыграли и огромные сокращения персонала, проведенные ради экономии, но приведшие лишь к потере важных специалистов.

Это не значит, что возвращение к полному госрегулированию неизбежно. Государство слишком часто доказывало свою некомпетентность в управлении предприятиями. Но и полная либерализация, как теперь ясно, невозможна. Государство должно заботиться о том, что волнует конечного потребителя, - о затратах, ценах и инвестициях в естественные монополии, т. е. компании, отвечающие за транспортировку и распределение электричества. Все остальное, видимо, должно регулироваться свободным рынком. (FT, 11. 12. 2001) Автор - обозреватель Financial Times