"Я не пытаюсь мешать переменам"


Все, кому в течение последних месяцев удавалось взять у Н. С. Михалкова интервью, были вынуждены обсуждать с ним дела грядущего съезда - именно они занимали самого статусного российского режиссера и по совместительству главу Союза кинематографистов больше всего. "Ведомости" решили дождаться завершения съездовской эпопеи, чтобы обсудить с Никитой Сергеевичем и творческие проблемы тоже. Хотя без "оргвопросов", конечно, не обошлось. - Почему вы решили сами не снимать фильм "Статский советник"? - Олег Меньшиков давно мечтает о кинорежиссуре, надо дать ему этот шанс. Сценарий хороший - мускулистый, плотный. Очень важно, что Олег будет дебютировать в студии "ТРИТЭ", в окружении профессиональной и дружной команды, которая знает его, и он знает их не первый уже год. Борис Акунин также поддерживает идею режиссерского дебюта Меньшикова. Если же Олег сочтет нужным и пригласит меня на роль Пожарского - буду рад. С не меньшей радостью займусь продюсированием "Статского советника".

- Фильм исторический, сложнопостановочный. Какие финансы как продюсер рассчитываете привлечь? - Надеюсь, что служба кинематографии Минкультуры России поймет значимость этого проекта и окажет помощь. Буду также обращаться к своим давним зарубежным партнерам.

- Как возник проект "Утомленные солнцем - 2"? - Катализатором идеи снять современный фильм о Великой Отечественной войне стала картина "Спасение рядового Райана". Очень мощный и замечательный фильм, из контекста которого доносится послание Стивена Спилберга всему миру о самой лучшей стране во всем свете - Америке. Что только там возможно спасти для матери единственного оставшегося в живых сына, только потому такие благородные люди и могли победить фашизм. В Штатах фильм оказался востребованным, ибо американцы хотят верить, что именно так это и было. Собрал он хорошую кассу и у нас. (Представляю, как родная пресса меня бы заклевала, сними я аналогичное "Спасение рядового Иванова".) - Разве у нас мало фильмов о войне? - В советские времена у нас снималось очень много разных фильмов о войне. Были и масштабные эпопеи, например Озерова, и камерные картины, как "Баллада о солдате" Григория Чухрая. Они уже классика. Единственный недостаток этих фильмов - что сняты они были давно. Их по телевизору показывают, а не в современных кинотеатрах. А наш сегодняшний молодой зритель фильмы смотрит именно там. Получается, что с фильмом Спилберга он постигает и его идеологию, его версию. Я хочу рассказать и показать Великую Отечественную войну с наших позиций. - Но почему именно "Утомленные солнцем - 2"? "Оскар" ли за первых "Утомленных" стал причиной продолжения? - Главной героиней станет Надя - дочь героя из первого фильма. Уникальный случай - реальной Наде Михалковой уже 15 лет, тогда ей было шесть. В эпизодах воспоминаний можно будет использовать и некоторые кадры из того фильма, так что сложная проблема подбора исполнительниц решается гораздо проще. Что же касается "Оскара", то трудно рассчитывать на второй за продолжение. Никогда не начинал и никогда не делал кино в изначальном расчете на какую-то награду. Меня просто интересует тема войны, и занимаюсь этим очень серьезно. 28 миллионов человек отдали свою жизнь за Родину, поэтому тема войны всегда будет для России актуальной.

- Видели ли вы фильм "Враг у ворот"? - Видел. Это абсолютно безвоздушная картина. Наверное, ее делали с добрыми намерениями, но она лишена реального воздуха, который, как мне кажется, должен присутствовать в фильмах на военную тему.

- Когда приступите к съемкам? - Мы на стадии разработки сценария. Собираем материалы. Пока я нахожусь внутри, а мне надо подняться и с птичьего полета осмотреть все поле сценария.

- Сценарий "Утомленных солнцем" написан Рустамом Ибрагимбековым. Намерены ли вы продолжать с ним сотрудничество и в съемках сиквела? - Всеми материалами мы пока занимаемся совместно с Рудольфом Тюриным. Он сценарист серьезный, мощный и талантливый. С Рустамом, надеюсь, соединимся чуть позже, если ему не помешают его собственные театральные проекты. Никаких противопоказаний из-за конфликтной ситуации вокруг "Киноцентра" для совместной работы с Рустамом нет.

- И "Спасение рядового Райана", и "Враг у ворот" стоили создателям по $70 млн. Общая же сумма для всех российских кинопроектов на год не превышает $25 млн. Кто будет финансировать столь масштабный проект? - О бюджете фильма "Утомленные солнцем - 2" можно будет говорить только после того, как будет написан сценарий. - Как отразится на вашей студии прекращение с 1 января 2002 г. действия налоговых льгот? - Никак! По поводу прекращения льгот на "ТРИТЭ" не переживают. Ни я лично, ни студия никогда не пользовались этой льготой, потому что считали невозможным участвовать в играх с "откатом". Налоговая льгота вместо блага стала развращающей наших кинематографистов системой. Говорить, что фильм снимается за предоставленные $10 млн, расписывать их по сметам, когда на самом деле до 90% из них возвращено обратно! Для студии "ТРИТЭ" участвовать в этом преступлении немыслимо. Мы не занимались симуляцией и в "Сибирском цирюльнике" осваивали реальные деньги. Они все на экране. Они и в уплаченных налогах в федеральный бюджет, они и в московском бюджете за право снимать в городе. Мы никогда не занимались обманом, поэтому "ТРИТЭ" может полностью взять на себя ответственность за качество всех наших фильмов.

- Напомните смысл названия вашей студии "ТРИТЭ"? - Товарищество, творчество и труд.

- Сколько сейчас проектов у "ТРИТЭ"? - Как я уже сказал, мы готовимся к "Статскому советнику", к "Утомленным солнцем - 2". Есть еще три зарубежных проекта. Сотрудничаем с телевидением. Сняли несколько телевизионных проектов, в том числе "Азазель" по Борису Акунину и "Остановка по требованию - 2". Оба для ОРТ. Занимаемся издательской деятельностью. Есть еще в планах и два спектакля.

- На каком этапе сейчас находится фильм о советской подводной лодке, который снимают американцы? Была информация об участии "ТРИТЭ" в этом проекте.

- Насколько я знаю, фильм находится в производстве. Основные же съемки были в Канаде. Мы им оказывали лишь некоторые услуги по сбору материала в России, не более. Это один из способов нашей коммерческой деятельности - услуги.

- Вас знают в мировом киносообществе и потому, наверное, проще привлекать зарубежных кинематографистов, нуждающихся в российских услугах или желающих работать над совместными проектами? - Половину жизни работаешь на имя, в другой половине жизни имя должно работать на тебя. Если это не так, значит, ты первую половину занимался не тем.

- Когда будут осуществлены ваши театральные проекты? Говорили, то ли в павильоне "Мосфильма", то ли в особом центре, перестроенном из кинотеатра...

- Театральные проекты связаны не столько с помещением, сколько с людьми. Я по-прежнему хочу поработать в театральной сфере. Но, как и в кино, для меня очень важно, с кем работать. Есть гениальная актриса Марина Неелова. Мы давно хотим поработать вместе над пьесами Чехова и, думаю, воплотим нашу мечту. - Вы добились решения по строительству фестивального центра. Это дорогой проект. Как будет он задействован, кроме летних дней ММКФ? - Здание будет называться Дворцом кино. Мы наконец-то нашли форму самого здания, которой должны соответствовать и все программы. В архитектурном смысле это воплощение идеи "Прибытия поезда" братьев Люмьер - огромный вокзал, лифты, небольшие залы как символ вагонов. Разработкой бизнес-плана занимаются профессионалы. Естественно, во время Московского международного кинофестиваля он станет фестивальным центром. В остальные дни он будет и лабораторией с мастер-классами для молодых кинематографистов, и мультиплексом для всех зрителей.

- На минувшем съезде при обсуждении нового устава Союза кинематографистов пункт о приеме новых членов вдруг оказался наиболее спорным. Почему? - Я считаю, что Союз кинематографистов - не лондонский клуб аристократов. Союз кинематографистов, как и само кино, зависит не только от творцов. Это синтетический вид искусства. Понимаю, когда в клуб писателей принимают при наличии издания и принадлежности к писательской среде. Но когда мы говорим про кино, то в создании фильма принимают участие не только те, кто снимает. Люди могут пакетировать проект, выдумывать новые технологии, новую аппаратуру, спродюсировать, наконец, несколько картин на свои средства или найти их. Почему им надо отказывать в членстве в нашем союзе? - Съезд поручил московскому союзу трансформироваться в региональную профсоюзную организацию. Лидер москвичей по новому уставу станет вашим первым заместителем. Это тактика или стратегия "выключения" традиционных ваших оппонентов из "поля брани"? - Напрасно предполагать, что я изо всех сил пытаюсь мешать переменам и стараюсь удержать старую форму. Союз кинематографистов стареет, на пленумах и съездах больше говорим о недвижимости, чем о творчестве. Но мы вынуждены говорить о недвижимости, экономике. Как иначе обеспечить и молодым и старикам сносное житье и защиту? Поэтому мы сегодня ищем механизмы существования нашего СК в новых условиях. Московское отделение выразило желание трансформации. Съезд их поддержал. Для меня главное, чтобы закончилась бессмысленная война между региональной структурой и федеральным союзом. На съезде вице-премьер Валентина Матвиенко очень четко выразила мысль, что государственная поддержка будет оказываться одному - федеральному! - союзу. Значит, мы должны быть едины не только в декларациях. Знаю, что московские кинематографисты серьезно готовятся к своему съезду. Очень многое зависит, кто будет избран лидером МСК. Роль личности в данном вопросе, считаю, ключевая. Если же она будет продолжать фронду и нарушать наши договоренности, мне придется подать в отставку. - В нашем кинопространстве появилось и новое "поле брани" - киноакадемия. Как это случилось? - Академическая проблема очень проста. Прежняя академия "Ника" была создана Юлием Гусманом и Виктором Мережко как частное предприятие - хорошее, интересное, веселое и полезное. Никто и не оспаривает ее заслуг. Но академия "Ника" не была легитимной с юридической точки зрения. Тем не менее "Нику" заслуженно получали уважаемые люди нашего киносообщества. Премию никто и не собирается дезавуировать...

- Но вы сами не всегда соглашались участвовать в "Нике"...

- Я получал "Нику" за фильм "Урга. Территория любви". Но после истории с актером Владимиром Гостюхиным я пришел к выводу, что объективность и анонимность не присущи этой премии, и решил с "Никой" дел больше не иметь. В конце концов, это мое личное дело: я режиссер и продюсер своей картины и могу решать, как владелец фильма согласно авторскому праву, давать или не давать ее в тот или иной конкурс. Но в целом я никогда не отрицал премию "Ника", искренне считая, что она украшает наш кинопейзаж.

- Из ваших слов на съезде можно было сделать вывод, что с отцами "Ники" была договоренность работать вместе...

- 28 февраля 2001 г. на секретариате мы договорились, что СК России создает российскую академию кинематографических искусств, а "Ника" создает свою: автономную некоммерческую организацию кинематографистов - АНОК, которая будет заниматься только церемонией. Таким образом, получалось, что официальной премией российской киноакадемии становилась "Ника", как "Оскар" - американской академии. Вот в чем суть наших договоренностей с Игорем Шабдурасуловым. В организацию АНОК (и только АНОК!) от СК России по решению секретариата вошел Игорь Масленников, остальные пятеро были частными лицами - Владимир Малышев, Даниил Дондурей, Юлий Гусман, Игорь Шабдурасулов и Виктор Мережко. Казалось, что все идет по оговоренной схеме. Но на деле все было вовсе не так. Учредители АНОК собрали ареопаг, как меня уверял Шабдурасулов, для создания "большого жюри", чтобы не терять времени и подготовиться к церемонии награждения "Никой". На самом же деле, введенные в заблуждение наши коллеги были приглашены для организации региональной киноакадемии, что абсолютно противоречило нашим договоренностям. А я за это время, выполняя поручение секретариата, успел походить по кабинетам, получить резолюцию Михаила Касьянова, в которой он поручил Минкультуры, Минюсту, Минфину и вице-премьеру Матвиенко "рассмотреть и принять предложения для реализации идей Союза кинематографистов России". Что, по сути, означало согласие правительства на участие в организации российской киноакадемии. И вдруг выясняется, что академия - совершенно другая! - уже создана. Я сказал на съезде, что эта академия создается на частные деньги. Кто эти доноры - неизвестно. На деньги людей, которые "не хотят светиться", как сказал Юлий Гусман 21 ноября в вашей газете. Он еще сказал, что "Ника" будет влиять на кинопроцесс, прокат и так далее и это можно будет использовать. Возникает вопрос: почему люди, дающие деньги, хотят влиять на кинопроцесс, но желают оставаться неизвестными? Съезд проголосовал за создание государственной академии киноискусств и наук России. Я буду выполнять волю съезда.

- А что делать людям, которые вот уже 15-й год в списке академиков? Они голосуют, их ряды пополняются за счет новых лауреатов... В учредительном комитете 19-ти все киноперсоны - уважаемые и заслуженные люди... Каково им сейчас? - Они должны внимательно читать учредительные документы и между строк тоже. (Кстати, на учредительном собрании региональной академии киноискусств из 19 приглашенных шести человек просто не было физически, например Натальи Белохвостиковой, Георгия Жженова, Григория Чухрая, Андрея Смирнова, Андрея Плахова и Олега Янковского, хотя они были записаны.) Учредители "Ники" должны понимать, о чем с ними говорят, они же взрослые люди. Я позвонил Эльдару Рязанову, которого избрали президентом киноакадемии, но понимания не нашел. К сожалению, Рязанов просто не услышал меня. Я же хотел его лишь предупредить, что может возникнуть странная ситуация, но наткнулся на неадекватную реакцию.

- Но, с другой стороны, закон об общественных организациях не запрещает быть членом нескольких организаций...

- Правильно. Если академикам "Ники" все равно, на чьи деньги они будут существовать, флаг им в руки! Но тогда я буду вынужден собрать пленум и просить его освободить меня от необходимости выполнять решение съезда о создании российской киноакадемии. Ее учредителями должны стать СК России, Минкультуры РФ, Управление делами президента РФ, РАН РФ, РТР и "Российская газета". Почти со всеми руководителями этих организаций уже достигнута договоренность. Если же пленум подтвердит необходимость создания российской киноакадемии, то мы ее создадим, зарегистрируем, проделаем все формальности, выберем президиум и учредим легитимную национальную премию российской киноакадемии (к сведению коллег: региональная организация, созданная частными лицами, не может учреждать национальные премии).

- Возможен ли компромисс? - Компромисс возможен, если они дезавуируют свою киноакадемию и останутся на прежних позициях - АНОК и организация церемонии "Ники".

- Что вы думаете о планах Минкультуры РФ в превращении службы кинематографии в институт кино? Подобные действуют в скандинавских странах, Великобритании.

- Мне об этих планах ничего не известно.