СТРАТЕГИЯ: Не только футбол


Итальянский клуб "Ювентус" на прошлой неделе успешно провел первичное размещение акций. Привлеченные средства позволят ему диверсифицировать свою деятельность, развивая не связанный с футболом бизнес. Несмотря на свою популярность у болельщиков, "Ювентус" еще должен победить скептицизм институциональных инвесторов, сбрасывавших в последний год акции футбольных клубов. Популярность клубов на фондовой и на футбольной площадках - это популярность разного рода. Акции клуба "Рома" упали на 46% с первичного размещения в мае 2000 г., несмотря на то что этим летом команда выиграла национальный чемпионат. Даже акции "Манчестер Юнайтед", крупнейшего футбольного клуба по рыночной капитализации, получающего значительные доходы от бизнеса, непосредственно с футболом не связанного, упали на 69% относительно рекордного уровня в марте 2000 г. Ажиотажа, сходного с тем, что творится на трибунах после забитого гола, не наблюдается в последнее время и при проведении первичных эмиссий. Спрос на акции "Лацио", первого итальянского клуба, вышедшего на биржу в мае 1998 г., при размещении превышал предложение в 10 раз. А при эмиссии акций "Ромы" число заявок на покупку превышало число акций лишь в 3,5 раза. В случае с "Ювентусом" спрос со стороны розничных инвесторов, подписавшихся на 35% размещенных акций, превысил предложение лишь в два раза. Данные о спросе со стороны институциональных инвесторов пока не известны, однако он может оказаться ниже, чем ожидалось. Было размещено 32% акций клуба. Рыночная стоимость "Ювентуса" составила, таким образом, 447 млн евро ($402,3 млн), и он стал вторым по величине клубом после "Манчестер Юнайтед", который стоит $503,9 млн. Футбольные клубы оказались не слишком выгодным объектом для инвестиций. Постоянно растущие цены, уплачиваемые за игроков, снижают рентабельность клубов. Новые правила перехода игроков, предоставляющие им больше свободы, сделают привлечение звезд еще более дорогостоящим. По данным исследования Deloitte & Touche, в Англии и Италии зарплаты игроков "съедают" более 60% клубных доходов. Кроме того, медиа-компании уже не могут уплачивать такие гигантские суммы за трансляцию матчей, как раньше. По данным McKinsey, доходы европейских клубов по этой статье выросли в 1993 - 1999 гг. на 148%, а в 1999 - 2003 гг. рост, по прогнозам, должен составить всего 46%. У "Ювентуса" в этой ситуации есть определенные преимущества. Клуб позиционирует себя как компанию по организации досуга и развлечений, и в соответствии с имеющимся у "Ювентуса" бизнес-планом средства от первичной эмиссии будут направлены на расширение именно этой сферы бизнеса. "Ювентус" ведет переговоры с мэрией Турина о покупке стадиона Stadio Delle Alpi, что существенно расширит коммерческие и рекламные возможности клуба. К 2004 г. "Ювентус" намерен завершить строительство огромного торгово-развлекательного комплекса Mondo Juve под Турином.

Сейчас, как считают инвесторы, всего несколько клубов, имеющих громкий брэнд и огромную армию болельщиков, могут служить достойными объектами для инвестирования. "Телекомпании будут работать с ведущими брэндами, и "Ювентус" - один из них. У него, как у "Манчестер Юнайтед", есть возможность зарабатывать средства не только на телетрансляциях, однако он должен доказать инвесторам, что способен это делать", - говорит менеджер лондонского инвестфонда. (WSJ, 18. 12. 2001)