Будет ли единый сельхозналог активно использоваться для ухода от налогов?


Госдума приняла главу НК о едином сельхозналоге. Он заменяет множество налогов, начиная от налога на прибыль и ЕСН и заканчивая налогом на имущество организаций и рекламу. При этом единый налог в четыре раза меньше суммы этих налогов. Сокращать свои платежи могут компании, получающие не менее 70% выручки именно от продажи выращенного и переработанного. А остальные 30% может приносить что угодно, хоть торговля бензином.

Чем хорош единый земельный налог? Тем, что за каждый гектар, каждую сотку собственник обязан платить. Стало быть, те предприятия, которые занимают сельхозугодья, но ничего или почти ничего на них не выращивают, будут вынуждены от этой земли избавиться. Что способствует созданию новых сельхозпредприятий. Это плюс. К тому же последует разукрупнение компаний и образование либо фермерских, либо крупных приусадебных хозяйств. Что тоже государству выгодно. Что до 30% других доходов, так крестьяне никогда не занимались только сельским хозяйством. Глава НК зафиксировала реальную картину - с пошивочными цехами, консервированием продукции и т. д. Но думаю, что в данной редакции закон просуществует недолго. Самое логичное, если будет нужно доказывать, что все платящие единый сельхозналог предприятия имеют напрямую отношение к агропромышленному комплексу.

Игорь Абакумов

На наш взгляд, предприятия не будут уходить от налогов с помощью аграрной схемы. Да и говорить о том, что после введения нового налога со стороны инвесторов будет повышенный интерес к селу, нельзя. Ведь сократить свои налоговые платежи смогут только те предприятия, у которых 70% выручки получено именно от продажи выращенного и переработанного. Для предприятий аграрной сферы неоднократно устанавливались различные льготы и по налогу на прибыль, и по НДС, но из-за существенных затрат, которых требуют производство и переработка сельхозпродукции, сделать этот бизнес прибыльным при его значительных объемах без помощи дотаций от прочих видов деятельности очень сложно.

Светлана Романова

Предприятия АПК почти наверняка будут активно пользоваться новым налогом. Но ничего плохого в этом нет - именно для них он и создавался. А вот использование налога несельскохозяйственными предприятиями для оптимизации налогообложения мне представляется маловероятным. Представьте себе, как крупная нефтяная компания-миллиардер будет присоединять к себе какие-нибудь колхозы, чья суммарная выручка более чем вдвое превышает ее собственную. Да для этого потребуются такие организационные и финансовые ресурсы, что слово "оптимизация" будет рассматриваться скорее как насмешка! Да и хватит ли на всех колхозов?

Игорь Игошин

Объем выручки от реализации сельхозпродукции, производящейся в России, мал. Те компании, которые пожелают воспользоваться сельхозналогом, будут кровно заинтересованы в увеличении этой 70% -ной составляющей. Что и отлично! Налоговых дыр я вижу две. Первая - предприятия смогут сэкономить на подоходном налоге и части своих сотрудников они попытаются выплачивать деньги через сельхозпроизводителей. Вторая - налог на имущество. Здания и сооружения начнут активно ставить на баланс колхозов. Например, многие ставили имущество на учет в калмыцкие компании, где льгота на этот налог была не такая большая, как в сельхозналоге. Многие колхозы станут владельцами крупнейших московских зданий. Если же товаропроизводителя зарегистрировать в Москве, а на месте - филиалы, то все вообще будет без проблем.

Сергей Мамедов

Вмененный налог - это налог на мелкий бизнес, которому очень трудно вести полную, развернутую бухгалтерию. У нас же уже третий год подряд в сельское хозяйство идет крупный бизнес. Вмененный налог для таких крупных, гигантских по мировым меркам сельхозпредприятий - это нонсенс. Кроме того, этот крупный капитал привлечен в аграрный сектор уже и так льготным налогообложением сектора. То же самое было в США в 1970-х гг., когда там ввели налоговые льготы в сельском хозяйстве и все нефтяные компании бросились создавать животноводческие комплексы. Государство же создает этим крупным предприятиям еще более льготные налоговые условия, превращая новый налог в удобную форму укрытия доходов. Таким образом, создаются псевдостимулы для развития аграрного сектора. Как только налоговый перекос будет исправлен, деньги оттуда уйдут, оставив руины.

Евгения Серова

Евгения Серова