Испанцы зарыли деньги


МАДРИД - Испанские компании - основные инвесторы в экономику Аргентины - уже четыре месяца чувствуют на себе последствия аргентинского экономического кризиса, но к тотальному социально-политическому хаосу, внезапно охватившему страну, они оказались совершенно не готовы.

За последнее десятилетие крупнейшие испанские компании - банки Banco Bilbao Vizcaya Argentaria и Santander Central Hispano, производитель электроэнергии Endesa, нефтяная компания Repsol-YPF и оператор телефонной связи Telefonica - инвестировали в аргентинскую экономику более $30 млрд. Сейчас они вынуждены принимать чрезвычайные меры для спасения своих активов в случае девальвации или дефолта - от сокращения расходов и мер по хеджированию сделок до выделения специальных резервов на покрытие возможных потерь. Внешний долг Аргентины составляет сейчас $132 млрд.

В течение этого года, по мере углубления экономического кризиса в Аргентине, акции пяти названных испанских компаний стремительно падали в цене. Соответственно, падал и индекс Мадридской фондовой биржи, 75% объема торгов которой приходится на акции этих пяти компаний. Однако события последних дней свидетельствовали не только об экономическом, но и о политическом кризисе: тысячи людей вышли на улицы выразить протест против экономической политики министра финансов Доминго Кавальо, 20 человек были убиты и более сотни ранены. Последовавшее за этим решение Кавальо, а затем и всего кабинета министров и самого президента Фернандо де ла Руа подать в отставку стало для иностранных инвесторов дурным знаком - теперь никто не гарантирует, что страна будет выполнять обязательства прежнего правительства по внешним долгам.

Santander Central Hispano согласился на предложение аргентинского правительства обменять часть имеющихся у него аргентинских облигаций ($2 млрд из $2,5 млрд) на облигации с более низкой процентной ставкой. Подобным же образом BBVA, который является держателем гособлигаций на сумму $3,4 млрд, обменял $3 млрд из них на менее доходные бумаги.

"Рынок уже четыре-пять месяцев готов к дефолту и обесцениванию активов, - говорит Игнасио Гомес-Монтехо, экономист мадридской консалтинговой фирмы ICR. - Но вот чего никто не предвидел, так это социально-экономического хаоса в нынешнем виде". В самом деле, в результате отставки правительства в стране образовался политический вакуум. Кто бы ни взял в свои руки бразды правления, ему так или иначе придется принимать решение и выбирать между девальвацией песо и дефолтом по внешнему долгу (две меры, которых всеми силами пытался избежать Кавальо). Девальвация песо, ныне привязанного к доллару, особенно сильно ударила бы по банкам, поскольку более 70% депозитов в аргентинской финансовой системе номинированы в долларах.

"Мы теперь не знаем, чего и ждать, - заявил один из испанских банкиров. - Все зависит от того, как Аргентина разрешит свой политический кризис". В отличие от пяти испанских компаний-инвесторов, которые заняли выжидательную позицию "поживем - увидим", министр финансов Испании Родриго Рато выразил готовность поддерживать Аргентину - вплоть до предоставления гуманитарной помощи в случае необходимости. (WSJ, 21. 12. 2001)