Культ начальника


В декабре 1999 г. на обложке журнала Forbes появилась фотография генерального директора Hewlett-Packard Карелтон Фьорины и подпись аршинными буквами: "КУЛЬТ КАРЛИ". Статья под заголовком "Карли - это навсегда" рассказывала о бурной деятельности героини в качестве телеведущей: утреннее "Карли-шоу"... Том Брокау с Карли... Карли на японском телевидении... "Лидерство - это перформанс", - объясняла Фьорина, представляя свой проект "Путешествия с Карли" - что-то наподобие "Клуба путешественников". В самом деле, на ниве перформанса Фьорина преуспела. На этой волне она запустила $200-миллионную рекламную кампанию, целью которой было донести до мира идею: Hewlett-Packard подхватил и понес вперед ветер перемен, и у штурвала будет она, "Карли на все времена". Только одно во всей этой истории вызывало сомнения: можно было запутаться, какой именно брэнд рекламируется. Было очевидно, что Hewlett-Packard меркнет на фоне ослепительного брэнда "Карли". Самое удивительное, что к моменту появления на обложке Forbes в качестве супергероини и спасительницы компании Фьорина находилась на руководящем посту менее полугода и за это время за ней не было замечено ничего сколько-нибудь выдающегося. Сегодня, два года спустя, по-прежнему очевидно, что ничего особенно полезного от директора ожидать не приходится. Под руководством Фьорины курс акций компании упал более чем на 50% - значительно сильнее, чем за тот же период падали акции компаний, входящих в индексы Dow Jones, - Industrial Average и S&P 500, и почти вдвое по сравнению с такими компаниями, как Apple, IBM или Sun Microsystems. К тому же фондовый рынок негативно отреагировал на предполагаемое слияние с Compaq, что сделало положение Фьорины еще более шатким. Теперь члены семейств Хьюлетт и Пакард стремятся отмежеваться от ее стратегии управления - отчасти потому, что эта стратегия идет вразрез с принципами, в свое время сделавшими Hewlett-Packard великой компанией. Если менеджмент Фьорины окончательно обнаружит свою несостоятельность (надеюсь, что нет, но похоже, что все идет к тому), это будет самый громкий провал женщины-руководителя за всю корпоративную историю. И трагедия в том, что теперь многие люди смогут тыкать пальцем и говорить, что так случилось, потому что за рулем была женщина. "Это все превратилось в шоу, потому что женщине вообще нельзя доверять такую работу" - наверняка не раз придется услышать нам. Но политика Фьорины провалилась вовсе не потому, что она женщина, - думать так было бы непростительным заблуждением. Более конструктивный путь - осознать, что она просто плохой руководитель. Любой менеджер, который действовал бы, как Карли, привел бы компанию к аналогичному результату. Для примера можно вспомнить Майка Армстронга из AT&T. Как и Фьорина, Армстронг въехал в компанию на белом коне - ему с самого начала досталась роль героического рыцаря-спасителя. Как и Фьорина, он сделал упор на создание себе имиджа знаменитости и шоумена. Как и Фьорина, он организовал рекламную кампанию, прославляющую его как руководителя и скрывающую реальные проблемы в работе компании, которые требовали немедленного разрешения. Как и Фьорина, Армстронг затеял шумное слияние, что в результате подорвало его позиции: не было никаких указаний на то, что крупное приобретение поможет улучшить деятельность компании (две большие посредственности не могут при слиянии превратиться в одну великую компанию). И как Фьорина, Армстронг оказался дутым авторитетом, не оправдавшим оказанное ему доверие.

Дело не в половой принадлежности руководителя, а в стиле менеджмента. Исследования показывают, что наиболее эффективные лидеры никогда не ставят себя в центр всеобщего внимания. Разумеется, они амбициозны, но эти амбиции относятся в первую очередь к их предприятию, а не к их собственной персоне. (WSJ) Автор - сотрудник лаборатории, занимающейся маркетинговыми исследованиями, в г. Боулдер (штат Колорадо), автор книги "От хорошего к великому: почему одни компании способны на прорыв, а другие - нет"