НЕДВИЖИМОСТЬ: Дом у причала


Многие жители крупных британских городов мечтают обзавестись вторым домиком - с видом на водные просторы. Но домик на берегу канала где-нибудь в Оксфордшире может стоить порядка 400 000 фунтов стерлингов. Впрочем, вы можете найти подходящий вариант всего за 40 000, но с условием, что к вашему домику будут применимы понятия трюма и ватерлинии.

По некоторым оценкам, сегодня примерно для 15 000 англичан жильем, иногда единственным, служат речные суда. Любители водных пейзажей охотно селятся на кораблях - способных ходить в плавание либо стоящих на приколе. Тот, кто собрался присоединиться к водному сообществу, должен решить для себя четыре вопроса.

Прежде всего нужно определиться, какое судно вам нужно: мобильное или стационарное. В Великобритании общая протяженность рек и каналов, пригодных для навигации, превышает 3000 км. При этом подразумевается, что речь идет о навигации для наиболее типичных, так называемых "узких" судов (шириной до 2,5 м) - именно такое судно потребуется любителю перемещений. Однако, как легко догадаться, такой дом будет не очень просторным. К тому же, чтобы провести "узкое" судно через шлюз, необходима команда по крайней мере из двух человек, желательно крепкого сложения.

Если вы предполагаете действительно много путешествовать, вам понадобится уйма всевозможных лицензий и разрешений. Крупнейшим владельцем водных трасс в стране считается Британское управление водных путей, но реально речникам приходится иметь дело еще и с Ассоциацией управления по внутренней навигации, объединяющей 27 других организаций, владеющих или управляющих водными путями.

Если вам больше по душе просторное жилье, выбирайте стационарное плавсредство. Суда такого рода, называемые крейсерами, или liveaboard ("живи на борту"), зачастую навечно пришвартовываются к берегу и даже не имеют двигателя. Как правило, можно сначала арендовать такое судно на короткое время, чтобы приноровиться к жизни на плаву.

Второй важный вопрос, который вы должны для себя решить: согласны ли вы на плавучее жилье, бывшее в употреблении. Если да, то вам, возможно, удастся уложиться в 10 000 фунтов - соответствующие предложения в изобилии представлены в Интернете и всевозможных каталогах. Покупка нового корабля может обойтись и в 200 000 фунтов, если речь идет о построенном на заказ судне высшего класса. Правда, для новых кораблей попроще цены начинаются всего от 30 000. Так, судостроители из компании Wessex Narrowboats назначают цену из расчета 2100 фунтов за метр длины. При таких ценах единственное, на что может повлиять заказчик, это мелкие детали отделки и покраски.

Вот типичное рекламное предложение в Интернете: подержанное "узкое" судно длиной 15 м, дата постройки - 1989 г., внутрення отделка из тика и дуба, шесть спальных мест, меблировка, местонахождение - причал на Олд-Уэст-Ривер недалеко от Кембриджа, цена - 25 000 фунтов. Заметим, что домик на берегу в этом районе стоит в 10 раз дороже.

Покупатель плавучего жилья может взять ипотечный кредит, но процентные ставки по нему будут вдвое выше, чем при покупке обычной недвижимости. Это связано с тем, что покупаемое имущество в данном случае более подвержено всякого рода повреждениям, а его стоимость обычно не растет со временем.

Третий важный вопрос - сколько вам придется тратить на содержание жилья. В первую очередь это зависит от состояния судна. Значительная часть "узких" судов была построена в 1970-х, их стальные корпуса и надежные дизельные двигатели до сих пор не износились.

Вы можете застраховаться на случай дорогостоящего ремонта, но большинство страховых компаний требуют, чтобы любое судно, построенное более 15 лет назад, регулярно проходило специальное освидетельствование. Но чтобы получить свидетельство, обычно приходится до такой степени модернизировать судно, что страхование становится уже попросту ненужным.

Новые суда допускаются к плаванию во внутренних водах только после получения сертификата безопасности (как ни парадоксально, такой сертификат не требуется для навигации в устьях рек, впадающих в море).

И наконец, четвертый вопрос - где содержать судно. Место у причала может стоить более 3000 фунтов в год. Нередко судовладельцы платят по 60 000 фунтов за аренду дефицитной стоянки на 70 лет вперед.

Оснащение некоторых причалов поражает воображение. К примеру, в порту Портсмута экипажи причаленных судов получают доступ к душевым и туалетам, магазинам, телекоммуникационным службам, электросети, а также к службам заправки, ремонта и транспортировки плавсредств.

Все эти блага могут оказаться весьма кстати, если вы рассчитываете провести на борту уик-энд, ведь почтовая служба не доставляет на корабли почту, да и услуги стационарной связи British Telecommunications за береговую линию также не распространяются. А вот местные власти относятся к судам гораздо более внимательно, в частности, облагают судовладельцев налогом, размер которого зависит от статуса причала.

Роберт Лос и Джина Голински, супруги из Кембриджа, посвятили целый интернет-сайт подробному описанию собственного опыта проживания на борту. Они с восторгом пишут о своих впечатлениях, но предупреждают, что такой стиль жизни подойдет далеко не каждому.

Содержание принадлежащего Лосу судна обходится ежегодно в 3000 фунтов, из них 2000 уходит на аренду стоянки. Есть и другие значительные расходы, связанные с лицензиями, организацией мобильной связи и покупкой топлива для электрогенератора.

Немалые сложности сопряжены также с собственно навигацией. "В штиль продвижение вперед дается легко, - говорит Лос. - Но как только поднимается ветер, вас сразу же сносит с курса, вы теряете всякую возможность управлять движением".

Упомянутый сайт содержит ответы на общие вопросы посетителей типа "как у вас решается проблема канализации" или "не слишком ли холодно на борту зимой". В ответ на более интимные вопросы вроде "смещается ли судно, когда вы занимаетесь любовью" Роберт и Джина предлагают интересующимся положиться на свое воображение. (FT)