Три века и один дубль


В минувшее воскресенье петербургский кинорежиссер Александр Сокуров реализовал беспрецедентный в мировой практике кинопроект - съемку в Эрмитаже одним дублем полуторачасового костюмного многонаселенного (900 персонажей) фильма "Русский ковчег". По мысли Сокурова, резиденция российских императоров с ее выдающейся коллекцией западноевропейского искусства волею судьбы стала едва ли не единственным местом в России, где культура как понятие не подвергалась угнетению, - российским Ноевым ковчегом. Сюжет фильма - прогулка по эрмитажным залам маркиза де Кюстина, который, как известно, совершил по приглашению Николая I путешествие по России в 1839 г.

и оставил об этом свои знаменитые русофобские воспоминания. Именно c точки зрения Кюстина многие десятилетия смотрело на Россию западное сообщество. Cокуров не только расширяет хронологические рамки путешествия маркиза (фильм охватывает период с начала XVIII в. по начало XXI), но и заставляет Кюстина несколько смягчить свою позицию. В роли маркиза снялся известный петербургский актер Сергей Дрейден. В роли его "провожатого" по Эрмитажу - Леонид Мозговой, игравший Гитлера в сокуровском "Молохе" и Ленина в "Тельце". Путешествие начинается со сцены маскарада на Дворцовой площади (в воскресенье в Петербурге был очень сильный мороз, опасались, что камера замерзнет, но все обошлось), затем проходит через петровский Эрмитаж, Эрмитажный театр, где Екатерина Великая (в этой роли - сыгравшая Крупскую Мария Кузнецова) принимает новый спектакль, Николаевский зал, где оркестр Гергиева с самим маэстро во главе играет мазурку Глинки, и далее, всего через 35 залов музея - чтобы в финале участники проекта из всех эпох встретились на парадной лестнице Эрмитажа. Специальные, исторически выверенные костюмы шились не только для всех исполнителей главных ролей, но и для массовки (художники по костюмам - Лидия Крюкова и Тамара Сеферян), сам же Эрмитаж "гримировался" под тот дворец, которым он был в соответствующей каждому дублю эпохе. В воскресенье утром, когда после полугода тщательных репетиций приступили к самим съемкам, трижды случался "фальстарт". Сокуров трижды останавливал камеру, но затем фильм все-таки был снят - как и планировалось, единым полуторачасовым дублем. (Оператор - ведущий специалист в Европе по длинным планам Тильман Бюттнер, ставший широко известным благодаря фильму "Беги, Лола, беги".) Как рассказал "Ведомостям" московский театральный художник Павел Каплевич (единственный не принимавший непосредственного участия в проекте человек, которому Сокуров разрешил присутствовать на съемках), после одного из "фальстартов" он прошел по всем 35 залам и был потрясен: хотя актеры и массовка расслабились и находились "не в образе", ощущение попадания в другую эпоху, точнее - эпохи, было стопроцентным. "Никакой клюквы, - рассказывает Каплевич. - Я не знаю актера, который играет Пушкина (Роман Габрия. - "Ведомости"), я не наблюдал за тем, как он гримировался, я просто увидел перед собой Пушкина, и все. И никаких сомнений в том, что он таким и был, возникнуть уже не может. И то же самое с остальными персонажами". Сам Александр Сокуров, как передает Ananova.com, характеризует свой фильм как снятый "на одном дыхании". По словам режиссера, "Русский ковчег" - это уникальное произведение, сочетающее театральную постановку, документалистику и музыкальные эпизоды. "У меня было огромное желание реализовать этот проект, - говорит Сокуров. - Не думаю, чтобы такой способ съемки мог стать распространенным, но это была очень интересная задача".

В процессе подготовки этого проекта директор Эрмитажа Михаил Пиотровский (в фильме он играет самого себя) не раз говорил журналистам, что никому, кроме Сокурова, он бы разрешения на подобные съемки в музее не дал. Но профессионализм и ответственность сокуровской команды были гарантией того, что для музея этот эксперимент закончится благополучно. "Русский ковчег" - совместное детище петербургской студии "Эрмитажный мост" (продюсер Андрей Дерябин) и берлинской компании Egoli Tossell Film AG (продюсеры Йенс Мойер и Карстен Штеттер). По сведениям "Ведомостей", бюджет фильма - $3 млн.