Михаил Швыдкой: "Не думать о рейтинге"


Меньше недели остается до того дня, как перестанут действовать налоговые льготы в кинематографе. Уже очевидно, что даже в своем увеличенном варианте ($25 млн в год на игровое кино) государственная поддержка не в силах решить всех проблем с финансированием. К каким результатам приведут происходящие сейчас структурные перемены в отрасли (акционирование студий, например), пока не совсем ясно. Как не до конца ясна и суть перемен. Некоторые из этих вопросов "Ведомости" попросили прояснить министра культуры Михаила Швыдкого.

- В чем суть грядущих структурных перемен в службе кинематографии? - Мы ищем наиболее оптимальную модель управления культурой в целом. Может быть, остановимся на нидерландском варианте. Там министерство занимается стратегией и распределяет средства по направлениям. А государственные институты (не только кино, но и театра, музыки и т. д.) представляют собой организации, соединяющие черты дирекции программ, продюсерского агентства, научно-исследовательского института. Каждый из них проводит мероприятия по своим направлениям, получает и распределяет деньги для осуществления творческих проектов, привлекает дополнительные средства и ведет научную деятельность. Там министерство, повторяю, занимается лишь общей стратегией. Мне кажется, что и наше Министерство культуры также можно превратить в мозговой центр всей отрасли. Но пока этот процесс находится на самой предварительной стадии обсуждения. Что касается перемен в области управления кинематографией, они необходимы, поскольку создается "Роскинопрокат" и ему отходят некоторые функции службы кинематографии. Сегодня у министерства расширяется круг задач, которые тоже надо решать оперативно. Ему придется взять на себя, в частности, проблемы культурных автономий внутри России, которыми прежде занималось Министерство по делам национальностей, теперь упраздненное. - Что, на ваш взгляд, было главной особенностью кинопроцесса 2001 г.? - Если говорить о культурных явлениях общедоступного масштаба, то наиболее массовым искусством является телевидение. На сегодняшний день именно ТВ поддерживает киноотрасль, так как является главным заказчиком отечественных сериалов и документального кино. Поэтому сам факт появления русских сериалов считаю положительным, хотя качество, о котором так горячо говорили их производители, невысокое. Это касается и журналистских программ, которые выдаются за документальные фильмы. - Каковы, по вашему мнению, итоги прошедшего киногода и можно ли их сравнить с достижениями в других областях культуры в России? - Процессы, которые сейчас происходят в искусстве, не определяются художественными скандалами, скажем, уровня "Черного квадрата" Малевича. Нет откровений. В этом плане кино схоже с другими видами искусства. В музыке по-прежнему держат очень высокую планку мэтры. Например, главными музыкальными событиями года стали концерт Брамса в исполнении оркестра Евгения Светланова и празднование юбилея Софии Губайдулиной. В балете - "Пиковая дама" Ролана Пети в Большом театре. Театральная олимпиада показала определенный качественный уровень и разнообразие работ мэтров мирового театра, но не продемонстрировала новых идей. Есть существенная проблема - настоящее искусство не боится сделать человеку больно, не боится устроить ему очную ставку с самим собой, а если повезет, то и с небесами. Фильм "Пианистка", к сожалению, снят не у нас. Мы ждем новых фильмов таких мастеров, как Герман, Сокуров, Михалков, Абдрашитов, Рязанов, Рогожкин. Но сегодня очевиден приток в кино молодых людей: Лебедев, Мурзенко, Бодров-младший, Котт. Радует уже сам факт ожидания других имен. - Есть ли способ исключить лоббирование членами экспертного совета кинопроектов не по их художественным качествам, а по прошлым заслугам авторов? - Любой экспертный совет - это сумма субъективностей. Другое дело, что степень субъективности искусствоведов меньше, чем режиссеров. Любой художник - это субъективность в квадрате. - Готово ли Минкультуры вступить третейским судьей в спор между двумя киноакадемиями? - Министерство культуры никогда и нигде третейским судьей быть не может. - Но собирается стать соучредителем одной из киноакадемий.

- Есть киносообщество, которое хочет, чтобы была "Ника". Есть уважаемые люди, которые организовали вручение премии 15 лет назад и занимаются этим по сей день. Иных задач киноакадемия "Ника" перед собой не ставила. Совместно с СК России мы хотим учредить киноакадемию, которая занималась бы более широким кругом профессиональных проблем, подталкивать государственные институты к их решению. - Ваш недавний конфликт с Валерием Гергиевым был частностью или, как многие истолковали, кампанией против министра культуры? - Это не был конфликт между Гергиевым и мною. Был залп в разных СМИ в адрес министра культуры. Я, конечно, не считаю себя самым умным человеком на свете, у меня много претензий к самому себе, но я очень долго работал театральным критиком, потому очень хорошо знаю, как устроена внутренняя жизнь корпорации, какие там интересы, какие силы. К сожалению, мы стали мало говорить о творчестве и много - об экономической жизни культуры. Именно в этом и надо искать причины всех конфликтов. Ошибаются те, кто полагает, что Министерство культуры создано для деятелей культуры. Оно существует для граждан Российской Федерации. Я понимаю, что культура не существует без талантливых людей, которые ее создают. Но, ценя дружбу и хорошие отношения с Михалковым, Рязановым, Пиотровским, с руководством Большого театра, Гергиевым, Ириной Антоновой, уверен, что с ними не надо заигрывать. Когда веду ток-шоу, я думаю о рейтинге. Как министр культуры, я обязан осуществлять государственную политику и не думать о нем. - Что станет главным в государственной политике в киноотрасли в наступающем году? Акционирование киностудий? - Если говорить о министерстве в целом, то давно назрел вопрос об экономике культуры. У нас есть ряд методологических конфликтов с Минфином, есть проблемы, связанные со статьями в Бюджетном кодексе, которые касаются учреждений культуры. Решая главный вопрос, мы должны понять, как проводить системную реформу культуры в стране. Акционирование киностудий - одна из проблем в этом ряду. Я на этом посту почти два года и только сейчас, после срочного латания дыр, понимаю, что нужно приступить к более глобальным переменам - привести институты управления культурой в соответствие с сегодняшней экономической ситуацией. Это очень сложный процесс, даже болезненный. - А почему не посоветоваться с обществом, с потребителями этой культуры? - Представьте, что Чубайс, Греф и Кудрин всенародно обсуждают изменения в тарифной политике. К сожалению, иногда необходимо принимать не самые популярные решения. Главное, чтобы они были осмысленными и приводили к положительным результатам.