Персоны года по версии "Ведомостей"


И все же политик-2001 существует. Если в начале и середине 90-х было модно говорить о "коллективном Распутине" в окружении Бориса Ельцина, то в нынешнем году родился и окреп коллективный Путин. Президент весь год упорно расставлял на ключевые посты верных ему петербуржцев: назначил министром обороны Сергея Иванова, главой МВД - Бориса Грызлова, обеспечил избрание Сергея Миронова спикером Совфеда, главой крупнейшей российской компании сделал прежде мало кому известного Алексея Миллера. И это еще лишь верхушка айсберга: питерцы в этом году возглавили аэропорт "Шереметьево", крупнейший атомный концерн "ТВЭЛ" и ряд других важных, но политически малозаметных структур.

В списке крупнейших российских банков Альфа-банк поднялся на одну ступеньку по размеру активов (стал пятым) и по объему привлеченных вкладов (этот показатель у него более чем удвоился). По собственному капиталу банк совершил скачок с 21-го на 4-е место, а по прибыли - со 181-го на 6-е. Тюменская нефтяная компания, совладельцем которой является "Альфа", в этом году завершила войну с "Интерросом" Владимира Потанина за компанию "СИДАНКО" и стала, как давно мечтал ее президент Семен Кукес, партнером ВР. А еще в "Альфе" за несколько месяцев возникло мощное телекоммуникационное направление, владеющее акциями "ВымпелКома" и Golden Telecom, и выстроилась заметная на рынке страховая компания - "Альфа-страхование".

ПОЛИТИК ГОДА: Год назад политиком-2000 мы назвали Михаила Касьянова. Экономика страны на удивление быстро росла, был введен самый низкий в Европе подоходный налог, правительственные реформаторы, казалось, не остановятся, пока не создадут в России приемлемый деловой климат. Но правительство поступило с прошлогодними надеждами по принципу Тараса Бульбы: оно их породило, оно и убивает. Многие из объявленных реформ практически ничего не изменили в экономической реальности (см. статью на стр. А3).

Между тем публичную политику в России окончательно заменил лоббизм. Об этом неопровержимо свидетельствует новый состав Совета Федерации, в котором представлены едва ли не все крупные российские компании. Похожая картина еще два года назад сложилась и в Госдуме. Функции администрации президента, продолжающей выступать в качестве арбитра в экономических спорах (вспомним, например, ситуацию этого года, когда Александр Волошин "разруливал" конфликт между менеджментом и миноритарными акционерами РАО "ЕЭС России"), тоже далеки от политики в чистом виде.

Все эти северо-западные мигранты на самом деле и представляют собой политическую единицу, известную как "президент Путин". Люди с неприметной внешностью, грустными глазами, негромкими голосами и осторожными суждениями работают слаженно и почти везде без заметного публике эффекта. Может быть, так и нужно, и вскоре на всех участках, на которые "брошены" питерцы, начнутся прогрессивные перемены. Ведь в "Газпроме" после четырехмесячной паузы случилось именно это.

Но пока назначения петербуржцев лишь провоцируют укоренившихся во власти москвичей на PR-войны, а околополитическую тусовку попеременно веселят и раздражают. Если лично Путин народу за год нравиться не перестал, то заботливо выращенный в 2001 г. Путин коллективный оказался человеком скрытным, в общении не слишком приятным и неизвестно для чего полезным.

ПРОФЕССИОНАЛ ГОДА: Весной, когда из совета директоров "Газпром-Медиа" ушел юрист Анатолий Блинов, руководство компании называло его непрофессионалом. Мы же считаем, что звание "Профессионал года" заслужил именно он.

Вряд ли, приступая к работе в "Газпром-Медиа" весной 2000 г., Блинов не понимал, для чего вдруг реанимирована эта компания: она начала борьбу за НТВ и другие активы "Медиа-Моста", как раз когда Владимир Гусинский впал в немилость. Иллюзии у Блинова были только по поводу собственной роли в этом процессе: он думал, что перед ним стоит сложная юридическая задача, от него же требовалось лишь соблюдение формальностей при укрощении НТВ.

Схемы, которые изобретал Блинов в спорах с оппонентами, порой выдавали действительно творческий подход. Взять хотя бы соглашение между "Газпром-Медиа" и "Медиа-Мостом", подписанное в ноябре прошлого года: санкции за нарушение одного из ключевых положений того контракта были предусмотрены лишь для одной из сторон (холдинга Гусинского, разумеется), что впоследствии и дало Альфреду Коху возможность заполучить НТВ, не оставив противникам даже теоретической возможности заплатить по долгам "Газпрому".

Но когда до победы было уже рукой подать, начальство "Газпром-Медиа" перестали интересовать красивые схемы, и последний удар выглядел совсем примитивно - "Медиа-Мосту" просто запретили голосовать акциями, находившимися в залоге у "газовиков", те провели собрание акционеров и спокойно сменили менеджмент канала. Блинов счел это халтурой. "Говорить о собственности можно только тогда, когда вы являетесь собственником, а не основывать это на обеспечительных мерах. Все, что сделано, основано на обеспечительных мерах", - объяснял он в эфире "Эха Москвы".

С тем, что "Газпром-Медиа" в итоге должен был получить контроль над НТВ, Блинов не спорил. Его доводы - аргументы юриста-профессионала, советы которо-го вдруг оказались ненужными клиенту.

Покинув "Газпром-Медиа", Блинов говорил, что не перейдет на сторону НТВ, поскольку иначе стал бы "перевертышем". И вот полгода спустя он защищает ТВ-6. Казалось бы, Блинов нарушил обещание, ведь его новый клиент - фактически та же самая команда Евгения Киселева, которую он помог выгнать с НТВ. Но мы имеем дело с профессионалом, ведь НТВ Блинов так и не поддерживает, бывших работодателей не критикует. Стало быть, "перевертышем", по собственному определению, он не стал. А все потому, что в свое время четко, как и подобает юристу, формулировал свою позицию.

Правда, похоже, что советы его поднадоели и новым клиентам - говорил же он им, что кассационную жалобу на решение арбитража о ликвидации ТВ-6 надо подавать в самом конце декабря, чтобы не попасть под действие норм, утрачивающих силу в следующем году. Клиент не послушал - и свой последний шанс ему придется использовать в слабой позиции. Впрочем, принципиальные мотивы такой апатии клиента Блинов сам же и сформулировал все в том же интервью "Эху Москвы": "Любой гражданин нашей страны теперь уже не нуждается в услугах адвоката, если его спор связан с кем-либо из исполнительной либо иной власти".

ЧАСТНОЕ ЛИЦО ГОДА: Основатель второй по величине сотовой компании России Дмитрий Зимин останется в истории отечественного предпринимательства вовсе не как удачливый бизнесмен. Родителя "ВымпелКома" запомнят как первого в нашей стране пенсионера "западного типа".

Сама важная сделка в жизни Дмитрия Зимина состоялась в конце мая этого года. "Альфа-групп" за рекордные $246,9 млн приобрела блокирующий пакет акций "ВымпелКома", а также активы в дочерней компании "ВымпелКом-Регионы". В процессе сделки Зимин продал большую часть принадлежавших ему акций "ВымпелКома", оставив себе всего 10,6%. После чего самоустранился от управления компанией, чтобы спокойно насладиться частной жизнью и состоянием, превышающим $20 млн.

Так же, как Зимин, когда-то поступили со своими компаниями Белл, Форд, Хьюлетт, Паккард и многие другие. Однако в нашей стране Зимину, пожалуй, первому пришло в голову отдать своего "ребенка" в руки сторонних инвесторов и наемных менеджеров. "Управленец со стороны будет работать без особого, может быть, энтузиазма, но зато профессионально. Еще пару лет назад мне это казалось совершенно недопустимым. Но не доживать же руководителю крупной компании до начала старческого маразма? " - говорил основатель "ВымпелКома" "Ведомостям" сразу после сделки. Чтобы прийти к такому выводу, Зимину понадобилось 68 лет.

Он ушел на пенсию красиво. В момент продажи блокпакета "ВымпелКом" находился на взлете: впервые после долгого посткризисного перерыва компания закончила квартал с прибылью, и акции компании можно было реализовать за хорошую цену. Но и новые инвесторы из "Альфы" не остались внакладе: после сделки цена купленного пакета мгновенно выросла на $15 млн. На прощальном банкете "альфисты", похоже, вполне искренне пили за здоровье Зимина.

Хорошо уходит тот, кто оставил в своей сфере след. В этом смысле Зимину есть чем гордиться. Когда он в свое время явился в юридическую контору Леонида Рожецкина, чтобы тот помог ему найти инвестора в создание сотовой компании, Рожецкин, по его собственным словам, принял Зимина за "сумасшедшего профессора" и потому отказал. Но сейчас Рожецкин верит в сотовый бизнес: его компания "ЛВ-Финанс" - совладелец конкурирующего с "ВымпелКомом" оператора Sonic Duo.

А Зимин стал просто владельцем маленького частного "пенсионного фонда". "Я теперь хоть стал понимать, откуда в мире берутся инвесторы", - говорит он.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ГОДА: Еще в прошлом году мы высказывали сомнение, что предприниматель-2000 по версии "Ведомостей" Роман Абрамович и его партнер - предприниматель-99 Олег Дерипаска смогут эффективно управлять всей собственностью, приобретенной в результате беспрецедентной экспансии последних двух лет. Теперь ясно, что эти сомнения не были беспочвенными. В автопроме застой и продолжающийся инвестиционный голод, в алюминиевой промышленности нет роста из-за неблагоприятной мировой конъюнктуры, в других сферах выводы делать пока рановато.

На полях корпоративных сражений только один бизнесмен может сравниться с Абрамовичем - Дерипаской по агрессивности: Михаил Фридман, глава "Альфа-групп". В этом году Фридману удавалось почти все.

Группа Фридмана не просто подбирает все, что плохо лежит, а выбирает либо очевидно перспективные секторы вроде страхового рынка (почему он вошел в моду - на стр. Б1), либо компании, капитализация которых может показать мгновенный рост (например, "ВымпелКом"). Это четкая и логичная стратегия для финансового инвестора. Фридман не скрывает, что он готов продать любые из принадлежащих ему активов, как только найдется солидный покупатель. "Если предлагают правильную цену, нужно продавать, к бизнесу эмоционально относиться нельзя", - говорит он.

Руководитель "Альфы" в отличие от прочих олигархов никогда не стремился к публичности. В этом году, однако, он взял на себя серьезную общественную нагрузку: он отвечает в РСПП за судебную реформу. Фридман долго вел переговоры с главой Верховного суда Вячеславом Лебедевым, пытаясь уничтожить практику рассмотрения корпоративных споров в народных судах через иски частных лиц. Конкуренты из МДМ-банка шутили, что так у Фридмана может развиться раздвоение личности, ведь юрист из "Альфы" представлял в суде частного акционера Конверсбанка, который сопротивлялся приходу МДМ в "Конверс". Но даже если Фридман и борется в какой-то степени сам с собой, результат может оказаться полезным для всех. Пока главе "Альфы" удалось убедить Верховный суд принять постановление, не рекомендующее судам запрещать собрания акционеров по искам частных лиц. Это, конечно, еще не победа, но шаг к ней.

Теперь у ТНК начинается настоящая война с "ЮКОСом". Первым ее проявлением стала схватка за добывающую "дочку" "Итеры" - компанию "Роспан". Затем нефтяные гиганты схлестнулись на конкурсе по приватизации ВНК. Глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский заявляет, что будет биться только цивилизованными, принятыми на Западе методами. Если Фридман будет играть по таким же правилам и победит, мы поймем, что в этом году сделали правильный выбор.

КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ ГОДА: В ноябре Всемирный экономический форум назвал Джоанну Кэтлин Раулинг одним из "Глобальных лидеров завтрашнего дня". Обычно это почетное звание получают крупные бизнесмены и прочие начальники, которым нет еще 37 лет. Возрастной ценз Раулинг прошла. Но, пожалуй, впервые ультракапиталистическая организация, устроитель встреч в Давосе, так чествует человека, еще несколько лет назад получавшего пособие по безработице.

Раулинг написала четыре книги о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. По всему миру продано 110 млн экземпляров этих книг. Фильм по первой из них стал рекордсменом этого года по кассовым сборам. Прибыль издательства Bloomsbury, опубликовавшего "поттериану", в этом году увеличилась на порядок. Coca-Cola заключила с выпустившей фильм AOL Time Warner контракт на рекламное использование образов, связанных с маленьким Гарри. Сумма контракта - $150 млн. Неудивительно, что Раулинг в этом году была принята королевой Елизаветой и получила орден Британской империи.

В этом году в издательстве "Росмэн" вышли первые две книги о Поттере в русском переводе. Никакого ажиотажа они не вызвали. Наши критики называют Раулинг графоманкой и клянут ее за разрушение английских традиций фантастической прозы. Но дело даже не в критиках. Б. Акунин, чей Эраст Фандорин не нужен ни Warner Bros., ни производителям газировки с сиропом, остался самым продаваемым автором в стране. Хорошие позиции переводов Раулинг в чартах детской литературы - это весьма скромное признание феномена, покорившего мир. В московском метро редко встретишь людей, поглощенных описанием игры в квиддич. А вот в лондонской подземке таких один-два в каждом вагоне.

Проще всего объяснить сравнительно низкий интерес к Гарри Поттеру в России средненьким качеством переводов (кстати, в Интернете уже висят в свободном доступе все четыре книги эпопеи на русском. Переведены они хоть с любовью, но и с серьезными потерями для оригинала). Чтобы в России полюбили Льюиса Кэрролла, понадобились яркие переводы Корнея Чуковского и Бориса Заходера. Любой писатель ровно настолько хорош на чужом языке, насколько талантлив его переводчик.

Такое объяснение, впрочем, было бы неполным. Наша образованная публика в отличие от, скажем, английской не любит бегство от реальности. Есть, конечно, поклонники и у Раулинг, и, скажем, у Толкина, но их сравнительно немного. В России в цене реализм, и чем более жесткий, тем лучше. Здесь царит не Гарри Поттер, а Сергей Шнуров из группы "Ленинград" (см. статью на стр. А8), несмотря на матерность текстов попавший в этом году в телевизор. Заканчивая выступление на ТВ-6, Шнур исполнил в прямом эфире песню о том, какой у нас шоу-бизнес. Без всяких стыдливых "бипов". Впрочем, и до этого было ясно, что ни рекламного контракта с Coca-Cola, ни ордена "За заслуги перед Отечеством" Шнуру не видать. Он в рыло засветил народу своему. И тем заслужил широкую популярность.

ЖЕРТВА ГОДА: Бессменного главу "Газпрома" Рема Вяхирева в прошедшем году фактически отлучили от дел, наградив орденом "За заслуги перед Отечеством" и почетной должностью председателя совета директоров "Газпрома". Вроде как нет больших оснований считать его после этого "жертвой" - уголовного дела, как на министра путей сообщения Николая Аксененко, не завели, в ссылку в одну из братских республик не отправили. Живи и радуйся. К тому же человек Вяхирев не бедный: сам рассказывал, что и земля у него есть, и пруд с лебедями. Говорят, и акций родного "Газпрома" у него немало. И ведь никакая Генпрокуратура на все это не покушается. Но это все - материальное, а как измерить моральные страдания человека, у которого фактически отняли его детище, передав в руки бесстрастных чужаков? Конечно, Вяхирев к этому готовился. Еще в прошлом году слухи о его грядущей отставке приняли характер конкретного прогноза, неясным оставался только час "Х". Но сохранялась еще надежда оставить преемника надежного, своего газовика, который сумеет как-то "развести" интересы чиновников и интересы газпромовцев. Не вышло: сменщиком Вяхирева стал молодой и ничем особым не отличившийся замминистра энергетики Алексей Миллер, до этого, что называется, "газа не нюхавший". Зато он был назначен в "Газпром" при личном участии президента Владимира Путина. Но луч надежды и тогда еще не погас, ведь Миллер пообещал сотрудникам "Газпрома", что "кадровой революции не будет", и даже продлил контракты с несколькими соратниками Вяхирева. Как теперь понятно, это был отвлекающий маневр. Усыпив бдительность тайных недругов и дождавшись, пока они сами "подставятся", новая власть приступила к решительным действиям.

Миллер отобрал право финансовой подписи у "правой руки" и первого зама Вяхирева - Вячеслава Шеремета. Первым замом был назначен "вяхиревец" Петр Родионов, но недавно Миллер подписал его прошение об отставке. Виталий Савельев из "МЕНАТЕПа-СПб" заменил финансиста Сергея Дубинина. Главный бухгалтер в "Газпроме" теперь тоже другой. Ушел из компании и зампред правления Александр Пушкин, большой друг нефтехимического холдинга "СИБУР" и независимой газовой компании "Итера".

Этим двум компаниям, любимчикам бывшего газпромовского руководства, тоже досталось. "Итеру" стало некому защитить от распоясавшихся "танкистов", отбирающих у компании газодобывающее предприятие "Роспан", а тут еще и "Газпром" нанес удар. Сколько Вяхирев ни ездил в Кремль, ни убеждал членов совета директоров оставить в собственности "Итеры" компанию "Пургаз", его не послушали - в конце года "Газпром" решил вернуть "Пургаз" себе. У "СИБУРа" же теперь требуют имущество в обеспечение долгов, а акции этой нефтехимической компании "Газпром" покупать уже не рвется.

"Теперь я буду наблюдать", - еще летом грустно говорил о своей новой роли в "Газпроме" Рем Вяхирев. Но ведь и наблюдать такое, хоть и с орденом на груди, не у каждого нервы выдержат. На советах директоров приходится слушать про всякие теории Хелферта и Ван Хорна, одобрять какую-то финансовую стратегию, от которой скулы сводит. Мучение, да и только. Хорошо хоть сына Юрия Вяхирева пока из "Газэкспорта" не гонят.