ТЕЛЕПЕРЕДЕЛ: Прощай, оружие


Телеакадемики в качестве главного события уходящего года выдвигали историю с НТВ. Но из-за того, что непонятно, кого пришлось бы награждать, "ТЭФИ-2001" в этой номинации присудили конкурсу региональных новостей. Косвенно это очень показательно, потому что российский телерынок начал превращаться действительно в рынок, где главной заслугой считается не то, сколько ты потратил на новогодний спец-мега-супер-пупер-проект, а то, сколько ты заработал.

В регионах телевизионщики пришли к этому раньше своих столичных коллег. А ситуация на федеральных каналах наиболее заметно стала меняться как раз после 14 апреля, когда на НТВ революционно сменилось руководство. Скандал по поводу "удушения свободы слова" практически стих. Он сменился нормальной конкурентной борьбой. В результате раскола команды НТВ и перехода верных киселевцев на ТВ-6 устоявшаяся первая тройка центральных каналов к концу года превратилась в четверку (по данным TNS/Gallup Media, см. таблицу). Особенно четко это прослеживается в Москве. Масштабных информационных войн сейчас не ведется. Политические деньги ушли с телерынка. Обоих медиа-олигархов - Бориса Березовского и Владимира Гусинского - "равноудалили". ТВ перестает быть оружием. Каналы начинают считать деньги.

Оптимистичный рост рекламного рынка (по сути же - его выравнивание с докризисными объемами), по оценкам экспертов, продолжится и в новом году. Дележка рекламного пирога становится более жесткой. Даже полугосударственное ОРТ и целиком государственное РТР уже не позволяют себе хвастаться высокобюджетными новогодними шоу. Все чаще теленачальники говорят о выходе компаний в ноль, о грядущей прибыльности и прочих рыночных понятиях. Именно это становится основным достоинством. Даже Евгений Киселев все чаще изъясняется в экономических категориях. Про его сменщика на НТВ Бориса Йордана вообще говорить не приходится. Он с первого дня в должности гендиректора телекомпании только и говорит об урегулировании долгов, о выходе на операционную безубыточность и проч. Апрельская история с НТВ и переход команды Киселева на ТВ-6 положили начало острой конкуренции двух каналов. Если в начале года на рынке царила привычная ситуация, когда отрыв долей аудитории ОРТ, РТР и НТВ от остальных был очень велик, то в ноябре (в это время на шестом канале выходила программа "За стеклом"), НТВ и ТВ-6 по России уже значительно сблизились, а по Москве ТВ-6 даже обогнало не только НТВ, но и РТР, став вторым (по данным TNS/Gallup Media).

В уходящем году подтянулись и другие компании так называемого второго эшелона. И если бы не резкий рывок обновленного ТВ-6, то четвертое место досталось бы исключительно развлекательному СТС. Впрочем, СТС уже лидирует по очень важному в условиях настоящего рынка критерию. Как утверждают в пресс-службе компании, в 2001 г. она вышла на операционную прибыль в соответствии с международными стандартами бухучета (эксперты прогнозируют аналогичную ситуация на меньших каналах - московском М1 и MTV Russia). Размеры прибыли не разглашаются, но, как заметил близкий к руководству СТС источник, речь идет о "нескольких миллионах долларов". В 2002 г. аналитический отдел компании прогнозирует 20% -ный рост доходов от продаж. В последние два года СТС вообще предпринимает все большие усилия по прорыву из второго эшелона. В эфире появился российский продукт, в том числе собственного производства.

На пятки СТС наступает RenTV, контрольный пакет которого год назад был выкуплен РАО "ЕЭС России" у "ЛУКОЙЛа". Правда, в отличие от СТС компания играет на поле национальных неспециализированных каналов. В 2001 г. RenTV под стать "большим" каналам расширило информационное и общественно-политическое вещание и мощно ударилось в сериальное производство, как и крупные федеральные каналы. В результате компания стала более привлекательной для рекламодателей, что не замедлило сказаться на объемах продаж. Это видно даже по эфиру. Рекламные ролики на RenTV и СТС теперь практически те же, что и на каналах первого эшелона.