Управление правительством


В последние недели возобновились разговоры о кадровых изменениях в правительстве. Не касаясь политических проблем, хотелось бы оценить объективную сторону проблемы: а насколько эффективно работает правительство? У него три основных вида деятельности: стратегическое планирование, нормотворческая деятельность и оперативная работа.

Стратегическое планирование находится в полном загоне. Практически нет документов, которые можно было бы без большой натяжки отнести к системным планам стратегического масштаба. Правительство игнорирует даже поручения президентов России по разработке подобных программ (например, программы структурной перестройки экономики).

Качество нормативной работы можно легко оценить, например, по пертурбациям налогового законодательства или по результатам привлечения инвестиций в российскую промышленность.

Оперативная работа в основном осуществляется в форме решений вице-премьеров, сформулированных в виде поручений правительства, или путем рассмотрения текущих проблем на комиссиях правительства, протоколы которых, впрочем, готовятся секретариатами вице-премьеров и ими же подписываются. В обсуждении могут принимать участие и секретариат премьера, и департаменты аппарата правительства, и руководители аппарата, и министры со своими заместителями. В результате образуется вал документов, реальный смысл и происхождение которых возможно установить только с помощью долгосрочного исследования (что практически исключает ответственность должностных лиц за совершаемые действия).

Фактически сейчас в правительстве существует семь параллельных "контуров" генерации и принятия решений (сам премьер, вице-премьеры, их секретариаты, департаменты аппарата правительства, руководители аппарата правительства и, наконец, министры со своими министерствами). Практически каждая из перечисленных структур может "завалить" инициативу "противников", но не в состоянии самостоятельно вести конструктивную работу.

Это приводит к полной невозможности контролировать ситуацию в правительстве для президента и премьера. И действующая структура правительства будет нежизнеспособна при любом его персональном составе. Для нормальной работы правительства необходимо сократить количество параллельных контуров принятия решений и для каждой из перечисленных структур дать четкое описание ее "прав" и "обязанностей". Проблема в том, что принятая в последние 10 лет "командная" система набора кадров привела к возникновению глубоко эшелонированных в систему госслужбы "кланов", основной задачей которых является обеспечение бизнеса своих руководителей. Политические лидеры таких кланов будут прилагать колоссальные усилия не только по защите своих "вассалов", но и по сохранению существующей системы.

Иными словами, деятельность по усилению эффективности правительства должна включать в себя не только разработку его новой структуры, но и преодоление мощной политической оппозиции самой реформе. В условиях уже начавшегося мирового экономического кризиса, в условиях резкого падения доходов всех олигархических структур есть все основания ожидать, что эта реформа наконец начнется.

Автор - директор по стратегическому планированию "Современных бизнес-технологий"