Самый рисковый человек в Голливуде


Джералд Левин, готовящийся покинуть пост генерального директора AOL Time Warner, любит говорить: "Я - очень рисковый человек. Я люблю все ставить на кон". Освобождающееся место короля риска по праву можно отдать 45-летнему французу Жан-Мари Мессье, главе Vivendi Universal.

На прошлой неделе Мессье заключил договоры о покупке компаний USA Networks и Echostar Communications, позволившие ему работать в одной команде с Барри Диллером, Джоном Маллоуном и Чарлзом Эргеном - тремя крупнейшими фигурами в мировом шоу-бизнесе. В свой медиа-проект Мессье вложил $12 млрд.

Опытные игроки медиа-рынка задают себе вопрос: понимает ли этот новичок, во что он ввязывается? Ведь только что Sony объявила о сворачивании своих телевизионных проектов, а голливудские студии судорожно ищут идеи, способные окупить колоссальные расходы на съемки фильмов и подготовку ТВ-программ.

Похоже, Мессье трудности не пугают. Между тем всего пять лет назад он был руководителем малоизвестной инженерной компании, специализирующейся на коммунальных услугах, а до того - в течение нескольких лет министерским чиновником. Началась карьера Мессье, выпускника Политехнического института, в 1982 г. с должности финансового инспектора Министерства экономики и финансов Франции. Затем он возглавлял аппарат Камиля Кабана, заместителя министра. В течение пяти лет Мессье был одним из руководителей инвестиционного банка Lazard Freres et Cie, а в 1994 г. стал главой исполнительного комитета Vivendi (тогда эта компания называлась Compagnie Generale des Eaux). Сейчас Мессье входит в советы директоров биржи NYSE и таких компаний, как Alcatel, BNP-Paribas, Cegetel, Compagnie de Saint-Gobain, UGC и USA Networks.

Первым шагом француза на авансцену крупного бизнеса развлечений в Америке стала покупка в 2000 г. канадской компании Seagram, поставщика алкогольных напитков. Этой компании принадлежала киностудия Universal Pictures, плохо интегрированная в бизнес-структуру Seagram. Возглавлявший Seagram Эдгар Бронфман постепенно сокращал бюджеты кинопроектов и продавал активы компании, связанные с ТВ, так что шоу-бизнес уже поставил на Universal крест.

Мессье же отнесся к своей новой собственности с энтузиазмом дилетанта. Он отчетливо представлял себе светлое будущее, основанное на широком распространении беспроводных устройств, использующих широкополосную связь для доставки видео мобильным потребителям. Но вскоре стало ясно, что до воплощения этой утопии далеко, и Мессье занялся более реалистическими проектами, связанными с вертикальной интеграцией шоу-бизнеса. Он решил объединить в своих руках управление производством и дистрибьюцией, надеясь, что синергия обеспечит ему твердый доход от этого трудноосязаемого бизнеса.

Впрочем, подобные идеи были и у Джерри Левина, в свое время планировавшего, что его компания сможет удваивать оборот каждые три года, оставляя конкурентов далеко позади. Но, по оценке аналитиков Merrill Lynch, в 2002 г. доходы кабельного, издательского и интернет-подразделений AOL Time Warner составят не более 10 - 13%.

Концепция вертикальной интеграции не нова. Киномагнаты традиционно стремились сконцентрировать в своих руках управление как киностудиями, так и кинотеатрами. Однако они упустили из виду такую важную сферу, как мультимедиа - мир, в котором проекты типа "Гарри Поттера" заполняют целые страны сразу по всем доступным каналам - через Интернет, ТВ, потребительские товары и т. п.

Энтузиазм Мессье особенно укрепился после коммерческого успеха фильма "Мумия" и его продолжения, "Мумия возвращается", только в США принесшего Universal $357 млн. Огромный доход компания продолжает получать от продажи книг, игрушек и других товаров, использующих атрибуты фильма.

Купив USA Networks, Мессье получил не только мощную структуру телевизионной дистрибьюции, но и такую яркую звезду, как Диллер. Этот человек, некогда работавший на Чарлза Блюдорна и Руперта Мердока, публично поклялся, что больше не будет работать ни на кого. Тем не менее его симпатия к Мессье и желание вернуться на первые роли заставили Диллера изменить решение. Немаловажной оказалась и сделанная Мессье ставка на Echostar - вложив в компанию $1,5 млрд, Vivendi получила пять дополнительных спутниковых телеканалов, абонентами которых являются 15 млн зрителей. В новой структуре Диллер будет на неформальной основе отвечать за развлекательный контент и при этом оставаться генеральным директором собственных компаний Ticketmaster и Home Shopping Network.

Возможно, гиганты из корпораций News, Disney, Sony и Viacom относятся к проектам Мессье презрительно, а французы упрекнут своего соотечественника в том, что он переселился в США и разбазаривает свои ресурсы в Америке. Мессье действительно в конце прошлого года окончательно перебрался в Нью-Йорк и теперь постоянно проживает там вместе с семьей. Один из политиков правого толка, Бруно Мегре, даже обвинил Мессье в предательстве по отношению к собственной стране.

Но даже если это и смущает председателя совета директоров и генерального директора Vivendi Universal, он своего смущения не показывает. "Не следует расценивать каждый наш проект в США как предательство интересов Франции, - заявил Мессье в интервью французским журналистам. - Я намерен оставаться во главе Vivendi весьма долго и при этом уверен, что сумею воспользоваться этой возможностью, чтобы придать американской действительности элементы французского духа и стиля". Кроме того, Мессье сообщил, что уже выбрал себе преемника на случай каких-либо непредвиденных обстоятельств. Имени Мессье не назвал, но сказал, что компанию после него обязательно возглавит француз.

Ожидается, что 40% доходов Vivendi Universal будет получать в США, а 44% - во Франции. Осенью 2002 г. один из пяти европейских каналов Echostar начнет вещание фильмов на США.