Дизайн и вивисекция


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Таксидермия - искусство и наука об изготовлении чучел - идет рука об руку с охотой и вивисекцией. Желание охотника увековечить свой трофей и потом хвастаться перед гостями головой камчатского лося вполне понятно. Впрочем, есть люди, заказывающие чучела покойных домашних животных. Всякая страсть рождает предложение.

Роман Достоевского "Униженные и оскорбленные" начинается со сцены в кондитерской Миллера - у старика прямо в кондитерской умирает собака, и компания петербургских немцев рекомендует обратиться к знакомому чучельнику: "Федор Карлович Кригер имеет велики талент, чтоб сделать всяки превосходны шушель". Современные таксидермисты не любят, когда их называют "чучельниками", предпочитая именоваться "художниками-анималистами". Чтобы сделать из мертвого зверя хорошее чучело, требуются глаз охотника, руки скульптора и познания в области анатомии животных.

Самые большие коллекции чучел - это профессиональные собрания, которые находятся в музеях природы, при зоологических музеях и ботанических садах. Но растет и число коллекционеров-любителей, особенно из числа охотников. Именно они составляют подавляющее большинство клиентов таксидермических студий.

По закону зоологические коллекции подлежат обязательному лицензированию, однако на практике его иногда обходят. "И на московском, и на петербургском рынках много провинциальных работ без ветеринарных сертификатов, которые должны в обязательном порядке прилагаться к чучелу. Сертификат подтверждает легальность добычи животного и свидетельствует, что в районе добычи уровень заболеваний среди диких животных не превышает норму", - жалуется коммерческий директор студии "Трофей" Александр Корсаков.

Корпоративные заказы на оформление ресторанов или офисов встречаются реже, чем частные. Стиль "а ля рюс" с непременным медведем в гардеробе потихоньку теряет популярность. Заказывают чаще всего композиции-сценки, например "медведь, дерущийся с волком" или "заяц и беркут". Однако приобрести чучело - полдела. За ним нужно правильно ухаживать. Мумии животных должны храниться вне прямых солнечных лучей при температуре 15 - 20 градусов в помещениях умеренной влажности. Время от времени их обрабатывают аэрозольными инсектицидами от моли и клеща, иначе с трудом добытый хорек быстро превратится в изъеденное молью кружево.

Порой любители собирают трофейные залы по 150 - 200 чучел, стараясь приобретать редких и необычных животных. Например, Игорь Мачаев, директор петербургского "Лондон-клуба", приобрел недавно для своего трофейного зала кенгуру и краснозобую казарку. Роман Калиев, таксидермист московской студии "Корсак", является владельцем коллекции аномалий: среди экспонатов - оленьи рога с тремя ветками отростков, череп медведя с шестью заросшими пулевыми отверстиями, череп волка с укороченной верхней челюстью.

Услуги таксидермистов обходятся недешево. Изготовление ковра из волка или рыси стоит около $350, из тигра или медведя - от $600. Целое чучело белки оценивается в $70, кабана, изюбра или пятнистого оленя - в $2000. Дериваты - голова животного, лобная часть или череп с рогами - стоят чуть дешевле. На цену влияет и сорт древесины, из которой сделан медальон-основа для рогов: одни заказчики предпочитают красное дерево, другие - мореный дуб, третьи - полированную сосну. Коллекция должна быть выдержана по стилю. Профессионалы с презрением относятся к пестрым медальонам, которыми часто украшают свое жилище дилетанты. Важно и то, какую форму использует мастер: стандартный набор, имеющийся в наличии в любой мастерской - оскалившийся волк, вставший на дыбы медведь, - гораздо дешевле форм, изготовленных по индивидуальному заказу. Клиент может заказать разовую готовую форму по международным каталогам - в основном это американские Dan Chase, McKenzie или Wasco. Стоимость готовых форм сильно варьируется: белка стоит $10, белый медведь - $500.

Технически сложнее всего препарировать не крупных хищников, а рыб и морских животных. Чучело акулы или электрического ската может обойтись в $2000, дельфина, мурены или барракуды (морской щуки) - от $1500 до $9000. "Работа с рыбами очень кропотлива: обезжиривание, окраска аэрографом в несколько слоев, при том, что каждая чешуйка прорисовывается отдельно", - рассказывает Корсаков.

Процесс обработки рыбы может длиться от нескольких дней (окунь) до четырех месяцев (акула) и зависит от вида, размера, жирности, строения скелета - хрящевого или костного.

За домашних животных таксидермисты берутся редко и неохотно. "Такие заказчики очень импульсивны и часто меняют свое решение. Это понятно - не всякий сможет смотреть на мумию своего любимца, - сказали в одной из петербургских студий. - Наконец, такие заказы нам невыгодны: мы не можем себе позволить лепить специальную форму для мраморной догини, которая нам больше никогда не пригодится". Пока анималисты занимаются отливкой пенополиуретановых форм и красят рыб аэрографом, художники используют таксидермию в целях высокого искусства.

Англичанин Дэмиэн Хёрст, один из радикальных молодых художников, прославившихся после скандальной выставки Sensation в Бруклинском музее изящных искусств, выставляет препарированных животных в аквариумах с формальдегидом. Подвешенные под потолком, его белые овцы, акулы и расчлененные свиньи, дополненные отвлеченными или издевательскими подписями - "Отбившись от стада", "Удовольствие от признания присущей всему лжи", "Маленькая свинка ходила на рынок, маленькая свинка осталась дома", - производят на зрителя тяжелое впечатление. При этом Хёрст - один самых успешных в коммерческом смысле художников: его работы закупают придирчивые нью-йоркские галерейщики, а ряд таксидермических инсталляций находится в коллекции рекламного магната Чарлза Саатчи.