ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Федеральный инспектор


Глава президентской администрации Александр Волошин отправился на Урал. Но встречей с представителем президента в Уральском федеральном округе активность Волошина не ограничится: глава администрации собирается в ближайшем будущем посетить все федеральные округа и встретиться со всеми президентскими представителями.

На первый взгляд в поездке Александра Волошина нет ничего из ряда вон выходящего - обычная инспекция чиновника, к тому же курирующего представительства президента в федеральных округах. Однако представители президента достаточно часто бывают в Москве, встретиться с ними в столице можно без труда. Решение Александра Волошина проехаться по России - из разряда политических шагов, напоминающих чиновникам, от кого зависит их будущее.

Создание федеральных округов только на первых порах воспринималось как смелая реформа государственного устройства страны. Со временем стало ясно, что это решение имеет вполне утилитарный характер. Не имея возможности сместить чиновников ельцинского времени, Путин решил выстроить "параллельную" систему власти. Глава государства управляет страной с помощью полпредов, силовые министры "путинского призыва", не имеющие возможности сместить собственных заместителей и проконтролировать начальников региональных управлений, - с помощью руководителей соответственных управлений в федеральных округах, большинство в Совете безопасности также принадлежит назначенцам Путина... Из этой схемы ничего путного не вышло. Полпреды так и не стали влиятельными фигурами в собственных регионах - и не только потому, что кадровый голод заставил президента назначать на эти должности людей малоподходящих, но и потому, что для упрочения института полпредства нужна серьезная конституционная реформа с непредсказуемыми последствиями для национально-государственного устройства страны. Окружные управления министерств становятся просто еще одной чиновничьей кормушкой: бал в регионах продолжают править губернаторы, и местные "силовики" хорошо это понимают. Контроль над институтом полпредства перешел к Александру Волошину и его людям - т. е. к тем, ради дистанцирования которых он и придумывался. О том, что членство в Совете безопасности с момента введения туда полпредов больше не является признаком политической влиятельности, можно и не напоминать...

Но то, чем не смогли воспользоваться одни, вполне могут поставить себе на службу другие. Ведь 2002 год - это последний "спокойный год страны" перед парламентской предвыборной кампанией 2003 г. и президентскими выборами 2004 г. А результаты выборов до сих пор определялись прежде всего взаимодействием центра с региональными элитами. Для Александра Волошина уже созданные окружные структуры могут стать неплохим дополнительным подспорьем в сотрудничестве с руководителями регионов. И почему бы не озаботиться этим заранее, а заодно и продемонстрировать чиновничеству всея Руси, что вопреки всяким слухам и прогнозам глава администрации президента все так же бодр и влиятелен?