Куда идет Европа


Континент ждет перемен. Громоздкий управленческий аппарат Евросоюза неэффективен и не облегчает жизнь его граждан, а лишь усиливает их "евроскептицизм". Предстоящее в 2004 г. вступление в союз 10 новых государств добавляет проблеме остроты. Сегодня страны ЕС лихорадочно обдумывают пути обновления забуксовавших механизмов общежития.

Парадоксальным образом один из главных евроскептиков - Италия, нынешний председатель ЕС. Министр иностранных дел Рокко Буттильоне категоричен: единственный путь "вернуть Европе популярность" - это создать эффективно работающее правительство с низким уровнем расходов и дать гражданам больше свобод. Общая конституция.

Сейчас 15 стран союза готовят проект конвенции - документа, который будет определять процедуру принятия решений в ЕС. Грядущее расширение ЕС требует существенного упрощения этой процедуры. Документ должен быть принят в конце 2003 г. В процессе подготовки конвенции выяснилось, что у Италии теперь больше общего с традиционным критиком ЕС - Великобританией, чем с давними союзниками - Германией и Францией. "Мы хотим роста Евросоюза, но было бы ошибкой видеть в нем альтернативу Соединенным Штатам, - заявил глава итальянского МИДа. - Атлантическое единство должно быть основополагающим принципом европейской внешней политики". Буттильоне считает, что ЕС мог бы позаимствовать у США Билль о правах. Его беспокоит, что общеевропейские правоохранительные органы получают широкий спектр новых полномочий (например, право на арест объявленных в розыск лиц в любой точке Европы), а охрана гражданских прав европейцев пока остается на совести национальных институтов. Хартия о правах человека, подписанная в Ницце в 2000 г., касается только прав, которые не могут быть предметом судебного иска (право на труд, на образование и т. п.). По мнению британского правительства, главам стран ЕС уже сейчас чрезвычайно трудно выработать совместное решение, в равной степени удовлетворяющее всех участников. Когда же в Евросоюз вступят еще 10 государств, процесс принятия решений будет практически парализован. Италия хотела бы освободить Еврокомиссию от некоторых ее регулирующих функций. Великобритания, в свою очередь, предлагает создать орган, подобный Совету Безопасности ООН, который бы официально закрепил доминирование трех главных держав ЕС - Германии, Франции и Великобритании.

Предполагается, что в промежутках между общими заседаниями 25 членов ЕС на новый постоянно действующий руководящий орган ЕС будут возложены функции исполнительной власти. Кроме того, Британия предлагает заменить должность председателя ЕС (сегодня этот пост по очереди занимают главы стран - членов Евросоюза, сменяющиеся каждые полгода) на должность постоянно действующего генерального секретаря ЕС.

Союз или конфедерация? По большому счету споры о дальнейшей интеграции Евросоюза сводятся к двум главным вопросам. Первый - разделение полномочий между различными органами ЕС: Европарламентом, Еврокомиссией и советом министров ЕС; второй - разделение власти между общеевропейскими и национальными структурами. Канцлер Германии Герхард Шредер, еще весной предложивший свою объединительную программу, выступает за усиление Европарламента и Еврокомиссии и одновременное ослабление совета министров ЕС, который, по мысли канцлера, должен быть превращен во вторую палату общеевропейского парламента. Согласно такому плану членам совета министров ЕС (представителям правительств стран - членов ЕС) передаются законодательные функции, а сам совет становится чем-то вроде российского Совета Федерации в допутинский период.

Вместе с тем осуществление плана Шредера неизбежно приведет к усилению общеевропейских и ослаблению национальных властных структур (сегодня многие законодательные инициативы Брюсселя довольно легко блокируются представителями национальных правительств в совмине ЕС). Более того, Шредер подчеркивает необходимость трансформации ЕС из союза национальных государств в единое федеративное образование. Он убежден в том, что Европейский союз должен превратиться в единое государство вроде ФРГ или Соединенных Штатов.

Французский премьер Лионель Жоспэн также высказался в пользу федерации, впрочем, понимая под ней не превращение Европы в единое государство, а скорее "последовательный, контролируемый процесс распределения полномочий на межгосударственном уровне", который должен привести к созданию федерации национальных государств.

Жоспэн считает важной задачей унификацию трудового законодательства (для защиты прав европейских граждан) и системы корпоративного налогообложения в странах ЕС (ради справедливого распределения инвестиций). Против этого предложения немедленно выступил британский премьер Тони Блэр. Разногласия между европейскими лидерами по поводу дальнейшей интеграции ЕС набирают силу. Впрочем, время еще есть - окончательное решение будет принято на межправительственной конференции, проведение которой намечено на 2004 г. (WSJ, FT, 30. 05. 2001 - 21. 01. 2002)