Совсем другое искусство


На выставку в Третьяковке собрали произведения, созданные женщинами в России за последние 500 (!) лет: начиная с вышивок и до инсталляций и видеоарта. Картина получилась вполне достойная. Если бы завтра все мужские имена, по которым мы отмеряем вехи отечественного искусства, исчезли, то по творчеству дам вполне можно было составить верное представление, что, когда и в каком направлении развивалось. Выставка, как принято выражаться, лишний раз доказывает, что в искусстве главное не качество и отдельные шедевры, а количество работ и последовательность. Если каждый день стоять по многу часов у мольберта, получится Венецианов. А если рисовать время от времени - малоизвестная Е. Н. Хилкова, чья картина "Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы" (1855) не только блестяще написана, но еще интересна как исторический документ. По ней можно судить о степени социальной свободы женщин в середине позапрошлого века: барышни, одни, без провожатых и маменек, все как одна - в строгих черных (рабочих, надо полагать) платьях учатся рисовать.

Эмансипация в России имеет глубокие корни: она началась при Петре I, который издал закон, запретивший знатным, но безграмотным девицам выходить замуж. Нет ничего удивительного, что светские дамы, великие княжны и даже императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, рисовали. Удивительно, что делали они это очень хорошо, почти профессионально. "Натюрморт" в голландском стиле кисти Марии Федоровны, привезенный из Музея изобразительных искусств Республики Карелия, - одно из приятных открытий выставки. В принципе, весь раздел XVI - XIX вв. - это то, что мы никогда раньше не видели, о чем даже не догадывались.

Наверное, было нелегко объединить такой разношерстный материал в одну экспозицию, но устроители вышли из этого положения блестяще. Первые три века они "засунули" в узкий коридор, стены которого обтянули красным сукном, - и этот проход воспринимается как родовой путь. Никаким другим образом по выставке идти невозможно. К концу XIX в. количество женщин в искусстве увеличилось - и залы расширились. Время авангарда, 1910 - 1920-е, - море разливанное в плане женского творчества. В ГТГ женских работ этого периода даже больше, чем сделанных мужчинами. Александра Экстер, Любовь Попова, Наталья Гончарова - наши "амазонки" хорошо известны в стране и в мире. А начиная с 1930-х (Антонина Софронова, Татьяна Маврина, Татьяна Яблонская, Мария Мастеркова, Наталья Нестерова и многие другие) по выставке можно гулять вперед-назад-влево-вправо - так много участниц, настолько у них разный почерк и так замечательны работы. Потом по ступеням зритель спускается на первый этаж и попадает в раздел актуального искусства. От первого зала он отличается тем, что женщины творят с оглядкой: они уже в курсе неправильного, дискриминационного устройства мира и пытаются по этому поводу иронизировать. "Ситуация, сложившаяся на ЗЕМЛЕ, нелепа", - поясняет свой "Звериный проект" Илона Гансовская. Нелепость - это наличие паспортов. Если, к примеру, выдать "ксивы" животным, есть шанс, что люди наконец-то абсурд поймут. Прекрасное "Благовещение" сделала Ирина Нахова: ангелы из красного парашютного шелка периодически надуваются и машут крыльями. Все наверняка обратят внимание на сотканный из роз ковер - работу Елизаветы Березовской. Обратят - потому что дочь олигарха, хотя ковер и сам по себе хорош. Все последние 50 лет женское творчество находилось на обочине, в стороне: дамам не заказывали большие батальные полотна, портреты императоров или коммунистов на допросе. Их искусство лишено велеречивости, их сюжеты заведомо негероические. Но как раз именно в камерном, приватном пространстве и зарождается всегда нечто новое: ракурс, стиль, настроение, направление.

Третьяковская галерея родила свежий, остроумный проект. Редкий случай для нашего консервативного музея. Конечно, не обошлось без "мужского заговора": логотип выставки сделали с такой большой буквой "Ж", так обыграли две совершенно круглые ее половинки, что ассоциация со словом "жопа" стала очевидна. На открытие пришли одни дамы (ваше искусство - вы и веселитесь), особи другого пола были крайне редки. Накануне вернисажа уже появились скептические отзывы, а иные лихие критики (наверняка мужчины) успели обругать и каталог, хотя он еще не вышел. В общем, борьба продолжается. Но несмотря и вопреки, надо поздравить ГТГ с отличной выставкой.