ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Гарантии для Гейдара


Азербайджанский президент Гейдар Алиев уже успел провести неформальную встречу с российским коллегой, а завтра, после серии официальных встреч, отправится в Санкт-Петербург, чтобы присутствовать на открытии памятника великому азербайджанскому поэту и мыслителю Низами Гянджеви. Однако не стоит объяснять, что главный смысл петербургской поездки патриарха постсоветской (и советской) политики - это засвидетельствовать свое особое уважение президенту Владимиру Путину. То же касается и приезда в Москву. Можно сколь угодно долго размышлять о конкретике этого визита - соглашении о статусе Габалинской РЛС или консультациях по статусу Каспия, тем более актуальных, что на днях Владимир Путин обсуждал каспийские проблемы с Сапармуратом Ниязовым. Можно вспомнить о роли России в карабахском урегулировании и особых отношениях Москвы и Еревана - с этими отношениями вынужден считаться любой азербайджанский лидер... Однако все это перечисление не отражает смысла сегодняшней политической деятельности Алиева - человека, который пришел в МГБ еще в эпоху Лаврентия Берии и стал генералом советской безопасности еще в те годы, когда Володя Путин мог только мечтать о службе в КГБ. Такой человек ничего не делает случайно и никуда не поедет ради какой-то там радиолокационной станции.

Гейдару Алиеву необходимо сохранить Азербайджан за собой. За собой живым и за собой мертвым. За собой - президентом Азербайджана и за собой - политическим пенсионером. Но Алиев хорошо помнит, как легко можно было взорвать ситуацию в Азербайджане в период Аяза Муталибова или Абульфаза Эльчибея, когда власть в стране валялась под гусеницами танков. Тогда, в последний момент, Алиеву удалось буквально вырвать власть из рук поставившего на Москву полковника Сурета Гусейнова, а затем напомнить пережившим смутные времена азербайджанцам, кто здесь был первым секретарем ЦК. Но никто не гарантирует Азербайджану стабильности в посталиевский период. И никто не обещает спокойной жизни преемнику нынешнего азербайджанского президента.

Алиев приехал в Москву за гарантиями. Гарантиями политического будущего своего режима в ситуации, когда он сам уже не сможет помочь следующему президенту Азербайджана. Гарантиями политического будущего своей страны, которая, как это всегда бывает в момент окончания многолетнего авторитарного правления, может либо использовать созданные единоличным лидером стартовые условия, либо погрузиться в хаос. Ради этих гарантий Алиев может даже пойти на определенные политические и экономические уступки, даже сблизиться с Москвой. Но если он почувствует, что таких гарантий ему не дают, он начнет выстраивать систему защиты Азербайджана от возможных будущих действий дружественной России, не очень задумываясь об актуальных политических интересах Москвы.

Гейдара Алиева очень трудно обыграть. И с ним очень непросто договориться. Но если выбирать, что безопаснее, я бы выбрал договоренности. В конце концов, политиков такого уровня скоро вообще уже не будет - так стоит ли ввязываться в рискованную драку с уходящими ветеранами?