ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Мирный процесс


В Чечне разбился еще один вертолет с высокопоставленными российскими военными: на этот раз жертвой катастрофы стали два высокопоставленных генерала внутренних войск. С первой же минуты начали приходить противоречивые свидетельства о причинах происшедшего. Но основная версия все же ракета, выпущенная с земли неустановленным стрелком. Примерно таким же образом - но не над Шелковской, а над Грозным - был сбит несколько месяцев назад другой вертолет, с высокопоставленными сотрудниками Генерального штаба.

За последние дни в чеченской ситуации произошли важные стратегические изменения. Не в самой Чечне, конечно, - вокруг Чечни. Запад ясно дал понять, что не собирается мириться с отказом российского руководства от процесса политического урегулирования на Северном Кавказе. Представитель Аслана Масхадова Ахмед Закаев, который еще несколько месяцев назад не мог рассчитывать на беседы даже с посольскими клерками, теперь принят и новым председателем ПАСЕ, и сотрудниками американского госдепартамента и МИД Франции. И это только начало контактов Запада с теми, с кем в Москве разговаривать упорно не желают.

Всерьез говорить о том, что Западу нравится поддерживать терроризм и дестабилизировать Россию, после 11 сентября не приходится. На Западе разговаривают с Закаевым просто потому, что Россия не контролирует ситуацию на Северном Кавказе. Если гибель самолета с заместителем министра внутренних дел на борту - это контроль, то что же такое отсутствие контроля? Израиль, контролировавший ситуацию на палестинских территориях куда лучше, чем Россия - Чечню, в свое время решился на мирный процесс именно потому, что такой контроль не выглядел тотальным и - главное - стратегически оправданным. Израильтяне прошли свой путь политического урегулирования до конца, но, столкнувшись с неготовностью палестинцев адекватно реагировать на их добрую волю, избрали политику адекватных ответов на террор, уничтожения радикалов и принуждения к переговорам ради мира, а не ради накопления сил для новых терактов. Это жесткая политика, но мало кто может упрекнуть в ней Израиль после неустанных попыток найти мирное решение проблемы.

В России же решение чеченской проблемы происходит как бы вне существующей реальности. Официальные лица говорят о референдуме по новой конституции Чечни и о необходимости дать правительству республики возможность распоряжаться собственными средствами. Но в Чечне уже принимались законы и даже проводились выборы главы республики, боявшегося затем даже выехать за пределы аэропорта "Северный". А средства, выделявшиеся на восстановление Чечни, были благополучно аккумулированы далеко от Кавказа.

Между тем ближневосточный опыт четко демонстрирует простую истину: если Россия хочет сохранить влияние в регионе, ее руководству нужно перейти от самоуспокоения к мирному процессу. И этот путь необходимо пройти до конца. Если он не приведет к миру на Кавказе, то, по крайней мере, позволит проводить в будущем при поддержке Запада политику адекватного реагирования на террор, уничтожения радикалов и принуждения к переговорам ради мира, а не ради дележа совместных с нечеченскими покровителями прибылей от нефтепереработки...