Рост тарифов неизбежен


Из-за дешевизны топливно-энергетических ресурсов во всех отраслях советской экономики господствовали энергоемкие технологии и расточительные способы использования электричества и тепла. Если западные страны после кризиса 1973 г. начали стимулировать внедрение энергосберегающих технологий, то в СССР энергоемкость ВВП продолжала расти. С началом рыночных преобразований в 1992 г. энерготарифы повышались, но весьма медленно. После кризиса 1998 г. они снова снизились, и только в 2000 г. возобновился осторожный рост тарифов.

Все эти годы цена электроэнергии в России была намного ниже, чем в странах Запада. Сегодня мы имеем самый низкий тариф даже среди стран СНГ. Не случайно, что электроемкость ВВП продолжает расти, тогда как в странах Запада - снижается. В 2000 г. для производства единицы ВВП требовалось в 1,5 раза больше энергии, чем в 1990 г. Электроемкость ВВП Канады (страны со сходными климатическими условиями) в 1,8 раза ниже, чем в России.

За последние 10 лет энерготарифы выросли в 1,5 раза меньше, чем цены на промышленную продукцию, и в 2,8 раза меньше, чем цены на энергоносители. После кризиса 1998 г. ситуация только усугубилась. Тарифная политика государства стала служить сдерживанию инфляции, искусственному завышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Ценовые "ножницы" не прошли бесследно для предприятий электроэнергетики. Их средняя рентабельность по продажам снизилась с 21% в 1993 г. до 12% в 2001 г. Даже относительно благоприятный 2001 г. (энерготарифы росли быстрее, чем промышленные цены, а уровень оплаты энергии потребителями составил 104%) 11 энергосистем из 73 завершили с убытками от основной деятельности. Еще 13 энергосистем имеют в 2001 г. рентабельность от 0 до 5%. Этого, конечно, недостаточно для нормальной работы, особенно с учетом высокой капиталоемкости электроэнергетики.

Рост энерготарифов в ближайшие годы неизбежен. Каким он будет? Это зависит от ряда факторов: насколько хорошо удастся организовать в энергосистемах работу по управлению издержками в условиях, когда госрегулирование тарифов базируется на затратном принципе; каким будет инфляционный фон; как будут расти цены на газ, уголь, мазут; когда и как в цене электроэнергии начнут учитываться расходы на обслуживание привлеченного и заемного капитала, инвестиции в развитие.

Многие десятилетия в российскую энергетику вкладывало только государство. Для предприятий отрасли капвложения были бесплатными, их не надо было окупать из прибыли, и они практически не включались в цену энергии. С середины 1980-х гг. государство не могло поддерживать инвестиционный процесс в энергетике на должном уровне. Основной капитал в отрасли сильно устарел, что угрожает превратить ее в серьезный тормоз экономического роста. Чтобы этого не произошло, в производственный аппарат отрасли (сетевое хозяйство, генерирующие мощности - кроме АЭС) необходимо, по нашим расчетам, вложить за ближайшие 10 лет около $50 млрд.

Значит, цена на электроэнергию должна включать инвестиционную составляющую, достаточную для того, чтобы частный инвестор мог окупить вложенный в объекты энергетики капитал и получить с него доход.

В ближайшие три года необходим рост энерготарифов в 2 - 3 раза: с сегодняшних 1,7 цента за 1 кВт ч до как минимум 3,5 цента за 1 кВт ч. Это позволит стабилизировать финансовое положение предприятий электроэнергетики и приступить к обновлению их основного капитала, накоплению собственных и привлечению внешних инвестиций. Только такой рост тарифов даст возможность подготовить энергосистемы к работе в условиях преимущественно свободного рынка.

Такой рост энерготарифов не ударит по промышленности и населению, поскольку удельный вес расходов на энергию в их расходах невелик. Доля расходов на электроэнергию в доходах населения в среднем не превышает 1,5% (на алкогольные напитки и табак тратится 5,3% доходов); доля расходов на электроэнергию в структуре затрат промышленных предприятий в среднем составляет 7% (в нефтехимии - 11%, в цветной металлургии - 8,5%).

Рост энерготарифов не затормозит начавшийся экономический подъем. В этом нас убеждает не только мировой опыт (устойчивый рост экономик США, Японии, западноевропейских стран в 1990-х гг. в условиях высоких и растущих тарифов), но и наш собственный: сверхнизкие энерготарифы в 1995 - 2000 гг. в Иркутской области не позволили ей опередить соседние регионы ни по одному из важнейших показателей производства и уровня жизни.

Вместе с тем чрезмерный быстрый рост энерготарифов (сверх уровня самофинансирования энергетических компаний, с учетом инвестиционной составляющей, обеспечивающей окупаемость и доходность вложенного капитала) может негативно сказаться не только на экономике энергоемких отраслей (алюминиевая промышленность, химические удобрения и др.), но и на макроэкономической динамике. Оценка границ необходимого для нормального развития энергетики и приемлемого для экономики роста энерготарифов выглядит так: не менее чем в 2 и не более чем в 3 раза до 2004 г.

Реальный равновесный энерготариф может сложиться только в условиях развитого рынка электроэнергии. На пути к нему нам придется пережить период существенного повышения энерготарифов. Однако оно будет меньшим по сравнению с тем, что ждало бы нас в случае отказа от демонополизации и реформирования энергетики. Но самое главное, что период роста тарифов имеет пределы. После либерализации рынка электроэнергии заработает конкуренция и генерирующие мощности будут загружаться обратно пропорционально стоимости производимой ими энергии. Энерготарифы начнут снижаться. Как это было, например, в Великобритании, где после непродолжительного "всплеска" тарифы вновь снизились практически до "дореформенного" уровня.

Автор - зампред правления РАО "ЕЭС России", в 1997 - 1998 гг. - министр экономики РФ