ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Спасение утопающих


В позднеельцинский период главным подвигом российской дипломатии считался разворот самолета, совершенный премьер-министром страны Евгением Примаковым в момент, когда стало ясно, что Слободана Милошевича ничто уже не убережет от американских бомбардировок. В отличие от своего легендарного предшественника, предпочитавшего Багдад Вашингтону, Михаил Касьянов благополучно долетел до Соединенных Штатов: в наше время вообще трудно представить себе премьер-министра России, хулиганящего в воздухе. Но пока Михаил Михайлович добирался до Америки, президент Джордж Буш успел достаточно четко обозначить, какие именно страны угрожают сегодня национальным интересам США и, следовательно, рано или поздно могут стать объектом очередной антитеррористической операции. Это Иран, Ирак и Северная Корея - три "традиционных" союзника Москвы, укрепление отношений с которыми считалось еще недавно одним из приоритетов и для российских дипломатов, грудью встававших на защиту Саддама Хусейна в Совете Безопасности, и для российских строителей, помогавших развитию иранской атомной энергетики, и для российских железнодорожников, перекрывавших движение ради беспрепятственных путешествий "любимого руководителя".

Рано или поздно все это должно было прозвучать. Странно было бы думать, что борьба с мировым терроризмом может ограничиться территорией Афганистана и что Соединенные Штаты упустят возможность расквитаться под благовидным предлогом с режимами, портившими им кровь в течение последних десятилетий. Да и без каких-либо предлогов: реальное уничтожение мирового терроризма возможно только при условии исчезновения государственных режимов, оказывающих ему действенную поддержку. Потому что очевидно, что такой теракт, как события 11 сентября, нельзя подготовить в какой-то отдельно взятой квартире или даже в заброшенном тренировочном лагере. Нет, для этого нужно располагать не только большими деньгами и отчаянными людьми, но и фанатичным государством, лидеры которого меньше всего задумываются о безопасности и благополучии своего населения. Таким был режим "Талибана" в Афганистане, и таковы режимы Ким Чен Ира, Саддама Хусейна и иранских аятолл.

Выступлением президента Буша в конгрессе дело не ограничится: рано или поздно России придется делать окончательный выбор в пользу цивилизованного мира и не в пользу своих мнимых союзников. И, скорее всего, этот выбор будет точным. По крайней мере, еще несколько лет назад после подобного выступления президента США можно было бы рассчитывать на гневную реакцию президента и возмущение политической элиты. Но президент на встрече с министром обороны обсуждал будущие российско-американские договоренности по сокращению вооружений, а не меры по спасению утопающих, премьер-министр продолжил пребывание в Соединенных Штатах, а министр иностранных дел, кажется, не очень расстроился, узнав, что его иракский собеседник Тарик Азиз, собиравшийся рассказать Игорю Иванову о своих переговорах в Пекине, предпочел Багдад Москве... И правильно: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. У сомнительных режимов есть еще шанс перемениться и начать конструктивный диалог с мировым сообществом, но Россия вряд ли когда-нибудь еще будет - и вряд ли сможет - вытаскивать их из болота неадекватности...