ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Кони на переправе


Реформа кабинета министров анонсировалась Владимиром Путиным дважды - после мартовского обновления силового блока (тогда он пообещал, что последуют и другие отставки) и в послании Федеральному собранию. В итоге ограничились, как известно, "точечной настройкой" - не считать же за реформу увольнение Аксененко и назначение на его место явно временного Фадеева. Понятно, что в процессе развернувшейся грандиозной битвы за посты большим благом было немедленное прекращение неначавшейся реформы - а то еще немного, и назначать было бы уже некого.

Не думается, что мы стали скучно жить после окончательного обновления Совета Федерации, прохождения пика региональных выборов, равноудаления олигархов ельцинского призыва и равноприближения новых фаворитов. Просто касьяновское правительство и околоправительственные элиты оказались крепкими орешками, что вовсе не означает, будто бы мысль о реформе кабинета министров навеки покинула президента. За нарастающие социально-экономические проблемы должен кто-то ответить - а кто как не кабинет? Понимание неизбежности перемен именно в районе Белого дома очевидно - недаром же с конца декабря практически все аналитические службы первым пунктом своих обзоров ставят главку примерно под таким названием: "Текущие проблемы российского президента при выборе путей повышения эффективности работы правительства РФ". А дальше начинаются известные вариации на тему "ротации элит" и гадания на кофейной гуще, кто кого сменит. Чтиво вполне бессмысленное. Однако интересно, что в большинстве таких обзоров проводится мысль об укрупнении "министерских блоков" в правительстве - мысль, безусловно, не новая, но по-прежнему занимательная. Действительно, было бы логичным объединить, например, МПС и Минтранс или Минэнерго и Министерство природных ресурсов, тем более что они зачастую дублируют друг друга. А где перестают дублировать, начинают друг другу мешать, меряясь полномочиями и прочей крутизной.

Но ведь как только появляется пункт А - создать суперведомство, которое и будет за все в ответе, - появляется и пункт Б: кто все это возглавит, кто же это у нас станет таким могучим? Уж явно не Франк или Фадеев, не Артюхов или Юсуфов. Гигантов мысли и отцов российской демократии у нас пока хватает, но, как только проблема назначения поднимается во всей своей красе, опять становится понятно, что равновеликие отцы развяжут подковерную, информационную и прочие войны "в борьбе за это". А у нас, как ни крути, курс на умиротворение и стабилизацию. Впрочем, есть версия, что проблему пытается сейчас решить глава президентской администрации, которого куда уже только не прочили - и в "Газпром", и в главные начальники РАО ЕЭС, и в АО "Российские железные дороги" - на том основании, что он когда-то работал в депо комсомольцем. Теперь его же прочат в начальники суперведомства, которое будет создано на месте слившихся в экстазе Минэнерго и Минприроды. Все-таки нефть и прочие природные запасы - это ничуть не хуже, чем российские железные дороги. Правда, тогда опять встанет любимый вопрос современности: как избавиться и куда девать виднейших представителей "старой ельцинской команды", окопавшихся уже не в администрации, а на Краснопресненской набережной. Но, с другой стороны, надо же оставить в рукаве несколько козырей, дабы вытащить их из рукава - то бишь из Белого дома - поближе к выборам. И сдать. Не сдавать же питерских.